Урок 41. Инфраструктурный комплекс. Транспорт

0
778
литература

Цели: Развить понятие «инфраструктура», сформировать представление о соста­ве инфраструктурного комплекса и его роли в экономике страны. Определить значе­ние транспорта для работы хозяйства и жизни населения России. Изучить состав транспорта. Дать знания о «грузообороте», «транспортном узле», «магистрали».

Оборудование: карта «Транспорт России», статистический материал.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Заслушать индивидуальное сообщение о сбалансированности питания населе­ния России.

Ученик делает вывод о том, что питание населения не сбалансировано. Преобла­дают более дешевые продукты питания (хлеб и картофель). Причина – низкий уро­вень доходов населения. Более ценные белковые продукты – мясо и рыба являются недоступными для регулярного и достаточного потребления. Отсутствие белков, витаминов в питании населения может привести к различным заболеваниям, в част­ности, к снижению иммунитета.

Пути к достижению сбалансированного питания могут заключаться в повыше­нии уровня реальных доходов населения, в развитии интенсивного животноводства, в увеличении площадей под сады и виноградники, в увеличении добычи рыбы, в рыбоводстве.

Учащиеся называют предприятия, расположенные в их регионе и оценивают качество выпускаемой ими продукции.

Учитель предлагает части учащихся карточки с вопросами для письменного ответа на 5-7 минут:

Назовите факторы и принципы размещения предприятий пищевой и легкой промышленности. (Первичная обработка сырья в легкой промышленности – у источников сырья, готовая продукция к квалифицированным кадрам и по­требителю. Сырьеемкие отрасли пищевой промышленности – к сырью.)

Почему шерстомойные фабрики построены на Северном Кавказе, льнообра­батывающие на Северо-Западе России, а 80% тканей производится в Цен­тре? (1 стадия обработки сырья – шерсти, льна – размещается у сырья. На Северном Кавказе крупное поголовье тонкорунных овец, лен выращивают на Северо-Западе России. При переработке шерсти и льна образуется много отходов (у льна до 80%, у шерсти 50%), поэтому фабрики первичной пере­работки сырья размещаются ближе к его источникам. Производство го­товой продукции – тканей, их отделка размещаются в районах, густонасе­ленных, т. е. у потребителя и с ориентацией на квалифицированные кадры. Центр России традиционно занимается ткачеством, там династии тка­чей, учебные заведения, готовящие кадры для легкой промышленности.)

Изучение нового материала

Сегодня мы будем изучать инфраструктурный комплекс. Что же такое инфра­структура?

Запись в тетрадь

Инфраструктура (от лат. infra – ниже, под и structura – строение, расположение) – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.

Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу пред­приятий и жизнь людей. Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреж­дений, оказывающих услуги. В городе инфраструктурный комплекс лучше развит, чем в сельской местности.

Далее учитель чертит состав инфраструктурного комплекса на доске, а учащиеся зарисовывают его в своих тетрадях. Состав инфраструктурного комплекса может быть выполнен на ватмане и вывешен на демонстрацию, или спроецирован на доску на графопроекторе.

Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги. Ус­луга – это особый вид продукции.

По уч. Д. можно рассмотреть классификацию услуг по их характеру и видам (с. 173, табл. 38-39) и привести примеры учащимися, какими услугами они пользу­ются. По уч. А. нет вопроса об инфраструктурном комплексе, поэтому, показав структуру комплекса и его значение, следует перейти к изучению транспорта.

Сегодня мы познакомимся с коммуникационной системой, которая состоит из транспорта и связи. Задача этой системы – перемещение в пространстве людей, ин­формации, энергии и грузов.

Основная задача транспорта – обеспечить надежную связь между отраслями хозяйства и районами страны, а также обеспечить связь России с другими государ­ствами. Для выполнения этой задачи все виды транспорта должны быть взаимосвя­заны, дополнять друг друга, образуя транспортную систему.

Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединенных меж­ду собой транспортными узлами.

Запись в тетрадь

Транспортный узел – это пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними.

Задание:

По уч. Д., рис. 56 назовите типы транспортных узлов.

По уч. Д., пользуясь картой атласа, назовите транспортные узлы России. (Москва,

Санкт-Петербург, Н. Новгород, Владивосток, Красноярск, Архангельск и т. п.)

Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пас- сажирооборот.

Запись в тетрадь

Грузооборот – это произведение количества перевезенного груза (тонны) на рас­стояние его перевозки (км), измеряется в т/км.

Пассажирооборот – количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние (в пассажирокилометрах).

Задание:

По табл. 41, с. 177, уч. Д. определите, какие виды транспорта имеют больший грузооборот?

Виды транспорта отличаются по следующим показателям:

а) себестоимость перевозки;

б) скорости перевозок;

в) надежности;

г) комфортности;

д) влияние природных условий.

Себестоимость перевозок складывается из стоимости транспортного средства, транспортного пути и стоимости погрузочно-разгрузочных станций (аэропорты, морские порты, вокзалы).

Самый дорогой вид транспорта – авиационный, он же и самый быстрый. А са­мый дешевый транспорт морской, поскольку в морском транспорте бесплатные мор­ские пути, поэтому ниже себестоимость перевозок, но скорость перевозок невысока (25-35 км/ч). Автомобильные перевозки дороже железнодорожных в 10 раз, а мор­ских – в 15 раз.

Природные условия влияют на работу водных видов транспорта (моря и реки за- хмерзают) и авиационного транспорта (нелетная погода).

Задание:

Сопоставьте карты «Транспорт» и «Плотность населения» и сделайте вывод о связи транспорта и размещении населения. (Населенные пункты тяготеют к транспортным путям. Для населения близость транспортного пути – эко­номия времени.)

По табл. 43, уч. Д. определите, на размещение каких отраслей транспорт ока­зывает решающее влияние, а на какие незначительное? (Решающее влияние транспорт оказывает на размещение черной и цветной металлургии, основ­ной химии. Незначительное влияние транспорт оказывает на точное маши­ностроение, легкая промышленность.)

Железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозках грузов и пас­сажиров в широтном направлении. Преимущества железнодорожного транспорта в высокой грузоподъемности, низкой себестоимости перевозок, всепогодность.

По протяженности железных дорог (86 тыс. км) Россия уступает только США и Канаде, а по протяженности электрифицированных железных дорог (38,5 тыс. км) занимает 1 место в мире.

Работа с картой:

По карте атласа «Транспорт»:

Определите конфигурацию железнодорожной сети. Где наибольшая густота железных дорог? (В Европейской части России наибольшая густота транс­портной сети, конфигурация напоминает колесо. Центр – Москва, от кото­рой во все стороны расходятся 11 железных дорог. Дороги радиальные пере­секаются кольцевыми. На восток протянулись широтные магистрали. На востоке железных дорог мало.)

Найдите крупные железнодорожные магистрали. (1. Первая железная дорога, сейчас планируется как скоростная Москва – Санкт-Петербург; 2. Важное значение имеет дорога Москва – Мурманск (к незамерзающему порту); 3. Ко­ноша – Котлас – Воркута (Печорская магистраль); 4. Самая длинная в мире дорога – Транссибисркая магистраль (Челябинск – Новосибирск – Иркутск – Владивосток); 5. Байкало-Амурская магистраль (Усть-Кут – Тында – Ком­сомольск-на-Амуре); 6. Строится Амуро-Якутская магистраль (Т.Беркакит – Томлюш – Якутск)).

Практическая работа

Характеристика одной из транспортных магистралей (по картам атласа «Транс­порт», экономические карты, карты отраслей России) по плану:

Протяженность магистрали.

Направление магистрали.

Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность работы магистрали.

Крупные транспортные узлы магистрали.

Состав и направление грузопотоков.

Перспективы развития магистрали.

й вариант дает характеристику Транссибирской магистрали;

й вариант дает характеристику Байкало-Амурской магистрали.

Пример характеристики магистрали:

Транссибирская магистраль

Протяженность магистрали около 7000 км с запада на восток – от Челябинска до Владивостока. Магистраль соединяет европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком.

Природные условия западной части магистрали – равнинный рельеф, но низ­кие температуры зимой, снежные заносы, наледи; в восточной части магистраль проходит по гористой местности, поэтому здесь снижают эффективность работы магистрали сейсмичность, горный рельеф, вечная мерзлота.

По Сибирской магистрали с запада на восток везут машины, оборудование, хлеб, продукты питания, соль. С востока на запад – лес, полезные ископаемые (руды, уголь), рыбу.

Крупные транспортные узлы – Омск (пересечение с рекой Иртыш), Новоси­бирск (пересечение с рекой Обь), Красноярск (пересечение с рекой Енисей), Хаба­ровск (пересечение с рекой Амур), Владивосток (морской порт).

В перспективе: электрификация и автоматизация всех участков железной до­роги, увеличение количества путей.


Можно также предложить учащимся спроектировать новые железные дороги. При проектировании учащиеся должны учесть:

природные условия в районе будущей железной дороги;

природные ресурсы в районе магистрали;

размещение населения;

грузы, которые могут перевозиться по магистрали.

Варианты проектов:

Трансенисейская магистраль (Красноярск-Норильск).

Северо-Сибирская магистраль (Салехард – Уренгой – Норильск – Якутск – Магадан).

Азиатско-Американская магистраль (Братск – Усть-Кут – Якутск – мыс Деж­нева – туннель под Беринговым проливом).

Работы учитель проверяет и выставляет всем оценки за обязательную программ­ную практическую работу.

Домашнее задание

По уч. А.: §37-38.

По уч. Д.: §34-35.

Опережающее задание

Дается на группу:

группа. Изучить автомобильный транспорт.

группа. Изучить морской транспорт.

группа. Изучить речной транспорт.

группа. Изучить авиационный транспорт.

группа. Изучить трубопроводный транспорт.

План изучения:

Особенности данного вида транспорта (грузы, достоинства и недостатки).

Доля в грузообороте транспорта.

Главные направления магистралей.

Проблемы, перспективы.

Влияние транспорта на окружающую среду.

Индивидуальное задание «Транспорт в моем городе»:

Проведите анкетирование своей семьи и учащихся школы. Вот примерные во­просы для анкетирования:

Как вы оцениваете работу городского транспорта? (Отлично, удовлетво­рительно, неудовлетворительно.)

Каким видом транспорта вы пользуетесь?

Какой вид транспорта работает наиболее эффективно?

Что вас не устраивает в работе транспорта?

Как улучшить работу транспорта в вашем городе?

Материалы для использования:

текст учебника;

карты атласа;

детская энциклопедия «Аванта +» «Россия. Экономическая и физическая гео­графия».