Урок 32. Заключительный урок по теме «Земноводные»

0
475
литература

Цели урока: Обобщить и расширить знания по теме «Земноводные».

Оборудование: Фотографии, диафильм «Многообразие и значение земно­водных», влажные препараты, плакаты в защиту земноводных — «Защита не­заслуженно гонимых амфибий», стенд «Не поднимай камень» (об охране земноводных).

Подготовка к уроку.

Выбираются 4—5 человек на роль ученых-биологов. Остальные получа­ют задание подобрать и в письменном виде задать им вопросы по теме «Класс Земноводные». Прием вопросов прекращается за неделю до урока. Уче- ные-биологи готовят ответы на 10 наиболее интересных вопросов.

1-2человека выбираются на роль специальных корреспондентов видео­канала. Они готовят репортаж с выставки «Лягушкины рекорды».

В роли диктора-ведущего выступает учитель.

Ход урока

Ведущий: Наступило время нашего видеоканала. Сегодня в программе:

Аукцион терминов. 2. Репортаж наших специальных корреспондентов с выставки «Лягушкины рекорды». 3. Прямые включения из Академии наук.

Рубрика «А ну-ка отгадай». 5. Викторина. 6. Проверь себя. 7. Защита неза­служенно гонимых.

Помощники будут фиксировать правильные ответы в заранее заготовл­енной таблице.

Аукцион терминов

На столе перед учителем разложены трафареты лягушек, на обратной сто­роне которых написаны термины: барабанная перепонка, клоака, мозжечок, ре­зонатор, легкие, желудочек, аксолотль, червяга, стегоцефал.

Ведущий показывает термин, поднимая трафарет. Помощники следят за тем, кто первый поднял руку. При правильном объяснении термина ученик получает жетон — небольшой трафарет лягушки красного цвета. В конце аукциона подво­дятся итоги: 3 жетона — 5 баллов, 2 жетона — 4 балла, 1 жетон — 3 балла.

Выставка «Лягушкины рекорды»

Ведущий: А сейчас — репортаж наших специальных корреспондентов.

Корреспонденты показывают рисунки, на которых изображены лягушки и другие земноводные, рассказывают про них.

Земноводные — животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных тропических насекомых или птиц! Но и в их жизни, если в нее вглядеться, можно найти немало любопытного. Вот некоторые из их рекордов.

Из бесхвостых земноводных самая крупная — лягушка-голиаф. Она достигает в длину 33 см, а с вытянутыми ногами — более полуметра. В апреле 1989 года житель Си­этла, штат Вашингтон, Энди Кофман поймал лягушку, которая весила 3,66 кг. Лягушка живет лишь на ограниченной территории шириной около 100 км — в Камерунских гор­ных реках с водопадами.

Самая большая жаба из известных науке — жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и в Австралии. Масса экземпляра среднего размера составляет 450 г. В 1991 году, согласно приведенным измерениям, вес самца этого вида по кличке Принц, принадлежащего Хакену Форсберну, Швеция, составляла 2, 65 кг, а длина от кончика морды до анального отверстия в вытянутом состоянии — 53,9 см. Имеет наи­более ороговевшую кожу и соответственно наиболее совершенно развитое легкое среди всех земноводных. Яд этой жабы сильнодействующий.

Самая маленькая лягушка и одновременно самая маленькая амфибия — кубинский карлик, обитающий на Кубе; длина достигшей полного развития особи от кончика морды до анального отверстия составляет 0,85— 1,2 см. (

Самое крупное современное земноводное, достигающее длины 1,5—1,6 м в дли­ну, — саламандра исполинская живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Япо­нии. Мясо саламандр издавна считалось в этих странах деликатесом. Малоподвижное животное легко становилось добычей человека, поэтому в наше время оно почти пол­ностью истреблено.

Филломедуза Сауваш, жительница полупустынь Южной Америки, особые железы которой вырабатывают воск, делая кожу водонепроницаемой, теперь вызывает интерес к себе не только этим. Из ее кожи выделено необыкновенное вещество. Оно действует в одиннадцать раз сильнее, чем прославленное обезболивающее лекарство морфин.

Самые ядовитые среди земноводных — южноамериканские лягушки-древолазы. Это также самые ядовитые в мире наземные позвоночные; их яд в 20 раз сильнее яда ку­раре. Индейцы обмазывают им стрелы. Малейшая ранка от такой стрелы может быть смертельной.

Самые северные земноводные — сибирский углозуб, а также остромордая и сибир­ская лягушки. Ареалы этих видов заходят за Северный Полярный круг, а сибирский уг­лозуб даже встречается в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до —45 °С, способен вмерзать в лед и «оживать» после оттаивания. Такими способностями не обладает ни одно другое позвоночное животное.

Есть такие земноводные, которые обходятся без легких в своей жизни. Это безле- гочные саламандры, обитающие в Америке и Италии, и безлегочные тритоны. Уссу­рийский тритон живет в горных лесах Сихотэ-Алиня и гор Кореи. Все безлегочные саламандры и тритоны дышат кожей и ротовой полостью. Тело их имеет вытянутую форму: чем больше отношение поверхности к объему, тем больше относительная дыха­тельная поверхность. По этой же причине живут они в прохладных условиях: при повы­шении температуры растворимость газов, в том числе кислорода, снижается.

Ведущий: Большое спасибо за интересные рассказы, а теперь на ваши во­просы ответят известные ученые-биологи.

Прямое включение из Академии наук

«Ученые» отвечают на заранее полученные вопросы. Например:

Почему амфибии больше распространены в тропиках, чем в северных широтах? С чем связано, что именно в тропиках сосредоточено наи­большее количество видов земноводных?

Почему земноводные — самый малочисленный класс среди позвоночных животных, включающий всего около 2600 современных видов.

В учебнике написано, что икринки имеют толстые оболочки. А как же слабая личинка выходит из яйца?

Существует ли у земноводных забота о потомстве?

«Ушли в подполье». О каких земноводных это сказано?

Сколько лет живут амфибии?

Живут ли земноводные в соленых водоемах?

Ведущий: Спасибо ученым-биологам. Их ответы были очень интересны и познавательны. Любой видеоканал не обходится без вопросов и заданий. Вас ждет следующая рубрика.

А ну-ка, отгадай!

Решите кроссворд «Земноводные» (см. Приложение).

Дано несколько слов. Из букв, входящих в эти слова, нужно составить новые слова — названия земноводных животных и их личинок.

РАНА, САД, МАЛ ЖАР, ЯК, ЛЕН ТОМ, САМБА, И

Ответ: саламандра, жерлянка, амбистома

Викторина

Ведущий задает вопросы, ученики отвечают. Учитываются быстрота и пра­вильность ответов; за каждый правильный ответ — 1 балл, помощник ведущего учитывает баллы.

Что могут делать земноводные при помощи кожи? х

Благодаря чему у земноводных осуществляется при легочном дыхании вдох и выдох?

Жабы, как и лягушки, передвигаются прыжками. Какие из этих живот­ных смогут быстрее преодолеть то или иное расстояние? Почему?

Легкие жабы развиты лучше, чем легкие лягушки (у жабы они мелко­ячеистые, а у лягушки — крупноячеистые). По каким признакам внеш­него строения можно определить степень развитости легких у этих животных?

Сколько позвонков в шейном отделе позвоночника земноводных?

Почему одну из тропических лягушек называют голиафом, а другую — быком?

Проверь себя

Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Составьте график, отображающий ваш выбор.

У самцов лягушек во время кваканья сильно надуваются барабанные перепонки.

Кожа у жаб имеет ороговевшие клетки.

Тритоны живут в воде, а размножаются на суше.

В скел