Урок 3. Систематическое положение человека

0
954

Цели урока: определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных; формирование умений дока­зывать свои взгляды на проблему, на примере темы «происхождения человека».

Оборудование: таблицы из серии «Происхождение человека», «Человекообразные обезьяны», «Рудименты и атавизмы», «Данные анатомии», «Данные эмбриологии», таблица «Ланцетник — низшее хордовое животное»

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Фронтальная работа с классом

Задание. Напишите ряд ученых (зарубежных и отечественных), внесших большой вклад в становление наук анатомии, физиологии и гигиены в хронологическом по­рядке: Гераклит, Аристотель, Гиппократ, К. Гален, Леонардо да Винчи, А. Везалий, К. Гарвей, Р. Декарт, Луи Пастер, И. М. Сеченов, И. И. Мечников, И.П. Павлов.

Вспомните об их научной деятельности и зашифруйте правильные ответы:

Впервые применил экспериментальные методы для решения физиологичес­ких проблем, открыл два круга кровообращения: малый и большой.

Основоположник пластической анатомии, классифицировал мышцы по ве­личине, форме.

Высказал мысль, что организмы развиваются по законам природы и, познав их, можно использовать эти законы на благо людей.’

Написал первое руководство по анатомии человека, основанное на непос­редственном изучении тела человека, и по праву считается основателем сов­ременной анатомии.

О строении человеческого тела судил на основании данных, полученных на животных (собаках, бесхвостых макаках).

Ввел представление о рефлексе.

Отечественный ученый, внесший большой вклад в развитие науки об имму­нитете.

Одним из первых стал изучать влияние на здоровье людей природных фак­торов.

Ввел термин «организм».

Основоположник русской физиологии, автор книги «Рефлексы головного мозга».

Предложил фистульный метод изучения функций пищеварительных желез, открыл условные рефлексы.

Разработал метод предупредительных прививок, которые явились эффек­тивным средством борьбы с различными заразными заболеваниями.

Ответы. 1. Гарвей, 2. Леонардо да Винчи, 3. Гераклит, 4. Везалий, 5. Гален, 6. Де­карт, 7. И. Мечников, *. Гиппократ, 9. Аристотель, 10. И. М. Сеченов, 11. И. П. Пав­лов, 12. Луи Пастер.


2. Индивидуальные задания по карточкам.

Карточка № 1

Объясните смысл фразы: «врач спасает человека, а гигиенист – человечест­во».

По ряду признаков человек выделился среди животного мира и вышел из-под зависимости действия биологических законов. Каково качественное своеоб­разие человека?

Карточка № 2

Определите, какие из перечисленных ниже научных трудов или открытий сдела­ли: А. Везалий, У. Гарвей, К. Гален, Гиппократ, J1. Пастер, Леонардо да Винчи, Р. Де­карт.

Реформатор античной медицины. Сформулировал моральные нормы поведе­ния врача в тексте врачебной клятвы.

Выделил возбудителей ряда инфекционных болезней (сибирской язвы, бе­шенства и др.) и разработал методы предохранительных прививок против этих болезней.

Впервые разработал теоретическую схему безусловного рефлекса.

В трактате «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у живот­ных» изложил учение о кровообращении».

Врач античного мира. Заложил основы рационального питания. Основопо­ложник экспериментальной медицины и анатомии.

Основные научные работы посвящены нормальной анатомии человека. Свои открытия он изложил в трактате «О строении человеческого тела».

Подробно описал скелет и внутренние органы человека. Изучал механику движений. Осуществил важные открытия в математике, механике и различ­ных областях физики.

Изучение новой темы

Вопрос о происхождении человека остается одним из основных в естествозна­нии и философии. Чтобы ответить на него необходимо проанализировать множест­во фактов из разных областей знаний о природе и обществе.

Восстановлению человеческой родословной и выяснению биологических осо­бенностей ближайших его предков помогут знания, накопленные различными областями биологической науки, в том числе и систематикой. Систематика — это раздел биологии, задачей которого является описание и обозначение всех существу­ющих и вымерших организмов, а также их классификация по таксонам (группиров­кам, систематическим группам) различного ранга. Одна из ее задач – это создание эволюционной системы организмов, наиболее точно и полно отражающей в этой системе существующие генеалогические отношения между живыми организмами (генеалогия – наука, изучающая происхождение и связи отдельных родов, групп). Существующие палеонтологические и антропологические находки свидетельству­ют о длительной и сложной истории развития человека.

Учитель обращает внимание учащихся на схему «Родословная животных», кото­рая позволяет увидеть место человека среди царства животных.

Задание. Определите место человека в системе органического мира, используя схему «Родословная животных» и знания о таксономических категориях.

Учащиеся высказывают свои мнения, учитель обобщает и делает на доске записи.

Учитель. Еще К. Линней в XVIII в. впервые отвел человеку место в отряде при­матов, класса млекопитающих и дал ему видовое название Homo sapiens (Человек разумный). Показав на основе сходства строения тела систематическое положение человека как представителя царство животных, К. Линней сделал важнейший шаг для решения вопроса о происхождении человека. Этот вопрос в XIX в. разработал

Ч. Дарвин и его последователи Т. Гекели, Э. Геккель и Э. Дюбуа.

Выйдя из животного царства, человек разумный остается одним из его членов,

хотя и находится на особом положении.

Место человека в системе органического мира (Систематическое положение человека)

Царство Животные (Ап’таЧа)

Подцарство Многоклеточные животные (Metazoa)

Тип Хордовые (Chordata)

Подтип Черепные, или Позвоночные (Vertebrata)

Класс Млекопитающие, или Звери (Mammalia)

Отряд Приматы (Primates)

Семейство Гоминиды (Hominidae)

Род Человек {Homo)

Вид Человек разумный (Homo sapiens)

Докажите принадлежность человека к каждой из этих групп. Почему ученые определили человеку такое место в системе органического мира?

Дается время на обдумывание и работу в парах (учебник закрыт), после чего ор­ганизуется работа с текстом § 3 (Уч. К.) и выполняется задание (!) на с. 17 – состав­ление таблицы.

Самостоятельная работа.

Задание. Выделите основные черты сходства человека и человекообразных обезь­ян, используя Дополнительная информация. Сделайте вывод.

Найдите черты сходства и различия между приматами и человеком (см. табли­цу)-

Дополнительная информация. 1. Человекообразные обезьяны. Гоминиды (Homini­dae) – самое высокоорганизованное семейство человекообразных обезьян. Чело­векообразные обезьяны гоминиды, антропоиды, надсемейство узконосых обезьян. Включает современного человека и его предшественников. По мнению ряда ученых к нему относятся и австралопитековые. Человекообразные обезьяны обладают мно­жеством существенных признаков, сближающих их с человеком. Например, боль­шой размер тела, отсутствие хвоста, сходная форма ушной раковины, крупный мозг с развитыми бороздами и извилинами, с большой, высокоразвитой лобной областью и увеличенными участками коры головного мозга, очень похожа на человеческую их мимика. Черты сходства прослеживаются и в строении внутренних органов (почек, легких и др.), в наличии аппендикса и пр. Группы крови (О, А, В, АВ) и ее иммун­ные свойства тождественны человеческим. По совокупности особенностей анато­мического строения и по ряду физиологических показателей наибольшее сходство с человеком обнаруживают шимпанзе и гориллы. Было установлено сходство генов у человека и шимпанзе (до 91%). Сходство в течении патологических процессов и инфекционных заболеваний делает человекообразных обезьян (особенно шимпан­зе) наиболее полноценной моделью человеческого организма при биологических и медицинских исследованиях. По сложности поведения, по развитию ориентиро­ванной деятельности человекообразные обезьяны намного превосходят остальных приматов.

В морфологическом отношении человек отличается от человекообразных обе­зьян пропорциями конечностей (удлиненные ноги по сравнению с руками), S-об­разной формой позвоночника (см. рис. 3, с. 14) с отчетливыми шейным и пояс­ничным изгибами, особым расположением и развитием некоторых мышц и связок обусловленных прямохождением, низкой расширенной формой таза, уплощением в переднезаднем направлении грудной клетки, сводчатой стопой с массивным и приведенным большим пальцем. Функция человеческой руки чрезвычайно усо­вершенствована, высокая подвижность верхних конечностей обеспечивает тон­кие, высокоточные разнообразные движения. Прочные нижние конечности спо­собны выдерживать значительную весовую нагрузку. Все эти признаки связаны с прямохождением.


Часть тела

Морфологические признаки

Человек

Человекообразные

обезьяны

1. Головной мозг

Объем мозга около 1600 см3, развиты извилины, борозды и кора больших полушарий

Объем мозга около 600 см3, менее развиты извилины, борозды и кора больших по­лушарий

2. Лицо

Мозговая короба преобладает над лицевым отделом черепа, облегчение челюстного аппа­рата, отсутствие надбровных дуги

Преобладает лицевой отдел черепа с мощными челюстями, ярко выражены надбровные дуги

3. Позвоночник

Наличие изгибов, S- образная форма

Изгибы отсутствуют

4. Таз

Широкий, крепкий таз прини­мает на себя основную нагруз­ку при хождении на двух ногах

Таз не широкий

5. Передняя конечность

Менее длинные, большой палец кисти противопоставлен остальным, большая подвиж­ность пальцев

Относительно более длинные кисти рук крюкообразные, хватательного типа, пальцы менее подвижны

6. Стопа

Имеет свод

Стопа плоская, свод отсутствует