Цели: подвести учащихся к пониманию роли и значения права в жизни человека, общества и государства; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.
Оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (система права, отрасль права, трудовое право, семейное право, конституционное право, гражданское право, административное право, частное и публичное право, позитивное право, категорический императив), схема, домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Роль права в жизни человека, общества, государства»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 1 и № 2
КАРТОЧКА № 1
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Почему государство и его граждане нуждаются в сохранении порядка и справедливости?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Что такое гражданство?
– Какие права и обязанности есть у граждан нашей страны?
– К каким последствиям привел распад СССР?
– Какие нормы права являются общеобязательными для всех людей? Почему?
– Какую смысловую нагрузку имеет понятие «право»?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 2
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Почему нормы права имеют высшую юридическую силу?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– В чем отличие нормативных и подзаконных актов?
– Как принимаются законы в РФ?
– Откуда берутся подзаконные акты?
– Какие виды актов играют ведущую роль?
– Что значит общеобязательная норма права?
– Какова роль государства в соблюдении норм права?
– Чем отличаются нормы права от социальных норм?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б
– Подберите пары: кто имеет право на разработку и издание актов?
Закон Министерство
Конституция Правительство
Постановление Президент
Приказ Референдум
Указ Федеральное Собрание
(Закон – Федеральное Собрание; Конституция – референдум; постановление – Правительство; приказ – министерство; указ – Президент.)
ВАРИАНТ В
– Найдите правильные варианты ответов на вопросы.
1. Какие из перечисленных прав имеют только граждане России?
2. За соблюдением каких прав всех проживающих на территории нашей страны должно следить государство?
а) возможность участвовать в управлении государством;
б) право иметь собственное жилье;
в) возможность трудоустройства на престижную работу;
г) право на защиту со стороны государства;
д) участие в выборах местных органов власти;
е) право на медицинское обслуживание.
(1 – а, д; 2-6, в, г, е.)
ВАРИАНТ Г
Выполнение тестового задания
1. Как называется правовая связь человека с государством?
а) гражданство’, б) право;
в) обязанность; г) закон.
2. Какие из перечисленных норм права относятся к нормативным актам?
а) закон’, б) указ;
в) постановление; г) Конституция РФ.
3. Какие из перечисленных норм права относятся к подзаконным актам?
а) закон; б) указ;
в) постановление; г) Конституция РФ.
4. Если норма права принята государством, то она становится:
а) общеобязательной; б) позитивной;
в) естественной; г) социальной.
5. Какие права человека принадлежат ему по рождению? Как называются такие права?
а) общеобязательные; б) позитивные;
в) естественные; г) социальные.
6. Наиболее полно естественные права человека отражены:
а) в законах Хаммурапи;
б) «Салической Правде»;
в) «Русской Правде»;
г) Всеобщей декларации прав человека.
ВАРИАНТ Д
Фронтальный опрос класса
– Что такое Конституция? (Основной закон страны.)
– Когда была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.)
– Кто является главой государства в России? (Президент Российской Федерации.)
– На какие части делится Федеральное Собрание? (На Совет Федерации и Государственную Думу.)
– Какие субъекты федерации входят в состав России? (Области (Кировская, Владимирская, Новосибирская и др.), республики (Удмуртия, Татарстан, Ингушетия и др.), края (Пермский, Красноярский, Краснодарский и др.), автономная область (Еврейская), города федерального значения (Москва, Санкт- Петербург).)
– Какие нации и народности живут на территории нашей страны? (Русские, татары, башкиры, удмурты, украинцы, чуваши, мордва, кабардинцы и др.)
3. Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 1 и 2, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Система права, отрасли права.
2. Мера свободы.
3. Право и закон.
Задача для учащихся: выяснить, какова роль права в жизни человека; какой смысл имеет понятие «право».
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
Учебник 1 (с. 180-181) или учебник 2 (с. 79-81).
Задание для учащихся: объяснить приведенные ниже понятия и сделать вывод, что такое право:
• система права;
• отрасль права;
• трудовое право, семейное право, конституционное право, гражданское право, административное право;
• частное и публичное право;
• позитивное право.
2. Проверка записей в тетрадях
В тетрадях должны быть объяснены все понятия и сделан следующий вывод: право – это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определенные права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций (в том числе и государственных).
3. Рассказ учителя о мере свободы или самостоятельная работа учащихся (в объеме учебника с использованием дополнительного материала)
Учебник 1 § 29 (с. 181).
Задание для учащихся: в чем состоит подлинная свобода человека? Существует ли мера свободы? Как государство ограничивает естественные права человека?
Дополнительный материал
Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни – civitas. Таково рождение того великого Левиафана, или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного Бога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой. [18, с. 119-122].
Справка
Драконт (Дракон), афинский архонт (правитель). Составил в 621 г. до н. э. свод законов (первая кодификация афинского права), отличившихся крайней жестокостью (отсюда «драконовы законы», «драконовы меры»). За большинство преступлений, даже таких как кража сельскохозяйственного инвентаря и продовольствия предусматривалась смертная казнь. Законы были смягчены в период правления Солона, но в конце V века до н. э. они снова были выставлены на рыночной площади для всеобщего обозрения.
Политическая доктрина О. Бисмарка
…Влияния на зависимость, сопутствующие практической жизни людей, – Богом данные реальности, игнорировать которые мы не можем и не должны. Отказываясь распространить их на политическую жизнь и кладя в основу последней веру в тайный разум всех, упираешься в противоречие между государственным правом и реальностями человеческой жизни. Практически это противоречие ведет к трениям, в конце концов – к взрывам; теоретически оно разрешимо лишь на пути социал-демократических сумасбродств. Их успех основывается на том факте, что разум широких масс достаточно туп и неразвит и поэтому риторике ловких и честолюбивых вождей, опирающихся на собственную алчность масс, удается завлечь их в свои сети.
Противовесом этому является влияние людей просвещенных… Пусть большее благоразумие более интеллигентных классов имеет своей материальной основой стремление сохранить собственность, стремление к заработку не менее правомерно, однако для безопасности и дальнейшего развития государства полезнее перевес тех, кто представляет собственность. Государство, управление которым находится в руках алчущих… и ораторов, обладающих в наибольшей степени способностью обманывать нерассуждающие массы, такое государство всегда будет обречено на стремительное развитие, что не может не нанести тяжелого вреда всему организму столь громоздкой массы, как государственная общность… Всякая крупная государственная общность, в которой будет утрачено осторожное и тормозящее влияние имущих, какого бы оно ни было происхождения – материального или духовного, неизбежно достигнет – подобно развитию первой французской революции – такой быстроты, при которой государственная колесница будет разбита. С течением времени алчущий элемент достигнет решающего перевеса уже в силу своей большей массы. В интересах самой этой массы добиваться того, чтобы при соответствующем переломе удалось избежать опасной стремительности и чтобы государственная колесница не оказалась разбитой. Если это тем не менее произойдет, то исторический круговорот в относительно короткий срок неизменно приведет снова к диктатуре, к деспотизму, к абсолютизму, ибо и массы склоняются в конце концов перед потребностью к порядку…
Абсолютизм был бы идеальным строем для европейских государственных образований, если бы король и его чиновники не оставались людьми, такими же, как и все другие, коим не надо править со сверхчеловеческим знанием дела, разумом и справедливостью. Самые разумные и наиболее склонные к добру самодержавные правители подвержены таким человеческим слабостям и несовершенствам, как переоценка собственного разума, поддаются воздействию и красноречию фаворитов, не говоря уже о женских, законных и незаконных, влияниях. Монархия и самый идеальный монарх, дабы не начать действовать в своем идеализме во вред обществу, нуждаются в критике, шипы которой помогают ему выйти на правильный путь, когда ему угрожает опасность заблудиться…
Критика может осуществляться лишь свободной прессой и парламентом в современном смысле. Оба эти корректива могут в результате злоупотреблений притупить острие своего влияния или даже вовсе его утратить. Предотвратить нечто подобное – одна из задач охранительной политики, и без борьбы с парламентом и прессой эта задача неразрешима. Дело политического такта и глазомера – определить границы, которых надлежит держаться в этой борьбе, чтобы, с одной стороны, не препятствовать необходимому стране контролю над правительством, а с другой – не дать этому контролю превратиться в господство. [6]
4. Беседа по поставленным вопросам
5. Самостоятельная работа учащихся по дополнительному материалу
Задание для учащихся: что означает понятие «право»?
Что такое право
А собственно, что же такое право? Ведь