Урок 3. Роль права в жизни человека, общества, государства

0
550
английский

Цели: подвести учащихся к пониманию роли и значения права в жизни человека, общества и государства; продолжить формиро­вание умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реали­зовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (система права, отрасль права, трудовое право, семейное право, конституционное право, гражданское право, администра­тивное право, частное и публичное право, позитивное право, ка­тегорический императив), схема, домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Роль права в жизни человека, общества, государства»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 1 и № 2

КАРТОЧКА № 1

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Почему государство и его граждане нуждаются в сохранении по­рядка и справедливости?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Что такое гражданство?

– Какие права и обязанности есть у граждан нашей страны?

– К каким последствиям привел распад СССР?

– Какие нормы права являются общеобязательными для всех людей? Почему?

– Какую смысловую нагрузку имеет понятие «право»?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 2

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Почему нормы права имеют высшую юридическую силу?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– В чем отличие нормативных и подзаконных актов?

– Как принимаются законы в РФ?

– Откуда берутся подзаконные акты?

– Какие виды актов играют ведущую роль?

– Что значит общеобязательная норма права?

– Какова роль государства в соблюдении норм права?

– Чем отличаются нормы права от социальных норм?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б

– Подберите пары: кто имеет право на разработку и издание актов?

Закон Министерство

Конституция Правительство

Постановление Президент

Приказ Референдум

Указ Федеральное Собрание

(Закон – Федеральное Собрание; Конституция – референ­дум; постановление – Правительство; приказ – министер­ство; указ – Президент.)

ВАРИАНТ В

– Найдите правильные варианты ответов на вопросы.

1. Какие из перечисленных прав имеют только граждане России?

2. За соблюдением каких прав всех проживающих на террито­рии нашей страны должно следить государство?

а) возможность участвовать в управлении государством;

б) право иметь собственное жилье;

в) возможность трудоустройства на престижную работу;

г) право на защиту со стороны государства;

д) участие в выборах местных органов власти;

е) право на медицинское обслуживание.

(1 – а, д; 2-6, в, г, е.)

ВАРИАНТ Г

Выполнение тестового задания

1. Как называется правовая связь человека с государством?

а) гражданство’, б) право;

в) обязанность; г) закон.

2. Какие из перечисленных норм права относятся к норматив­ным актам?

а) закон’, б) указ;

в) постановление; г) Конституция РФ.

3. Какие из перечисленных норм права относятся к подзакон­ным актам?

а) закон; б) указ;

в) постановление; г) Конституция РФ.

4. Если норма права принята государством, то она становится:

а) общеобязательной; б) позитивной;

в) естественной; г) социальной.

5. Какие права человека принадлежат ему по рождению? Как называются такие права?

а) общеобязательные; б) позитивные;

в) естественные; г) социальные.

6. Наиболее полно естественные права человека отражены:

а) в законах Хаммурапи;

б) «Салической Правде»;

в) «Русской Правде»;

г) Всеобщей декларации прав человека.

ВАРИАНТ Д

Фронтальный опрос класса

– Что такое Конституция? (Основной закон страны.)

– Когда была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.)

– Кто является главой государства в России? (Президент Рос­сийской Федерации.)

– На какие части делится Федеральное Собрание? (На Совет Федерации и Государственную Думу.)

Какие субъекты федерации входят в состав России? (Области (Кировская, Владимирская, Новосибирская и др.), республики (Удмуртия, Татарстан, Ингушетия и др.), края (Пермский, Красноярский, Краснодарский и др.), автономная область (Еврейская), города федерального значения (Москва, Санкт- Петербург).)

Какие нации и народности живут на территории нашей страны? (Русские, татары, башкиры, удмурты, украинцы, чуваши, мордва, кабардинцы и др.)

3. Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 1 и 2, отзывы одноклассников

III. Изучение новой темы

План

1. Система права, отрасли права.

2. Мера свободы.

3. Право и закон.

Задача для учащихся: выяснить, какова роль права в жизни человека; какой смысл имеет понятие «право».

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 180-181) или учебник 2 (с. 79-81).

Задание для учащихся: объяснить приведенные ниже понятия и сделать вывод, что такое право:

• система права;

• отрасль права;

• трудовое право, семейное право, конституционное право, гражданское право, административное право;

• частное и публичное право;

• позитивное право.

2. Проверка записей в тетрадях

В тетрадях должны быть объяснены все понятия и сделан сле­дующий вывод: право – это совокупность всех принятых государ­ством общеобязательных норм, устанавливающих определенные права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций (в том числе и государственных).

3. Рассказ учителя о мере свободы или самостоятельная работа учащихся (в объеме учебника с использованием допол­нительного материала)

Учебник 1 § 29 (с. 181).

Задание для учащихся: в чем состоит подлинная свобода чело­века? Существует ли мера свободы? Как государство ограничивает естественные права человека?

Дополнительный материал

Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а имен­но путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; что­бы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя от­ветственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и пе­редаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его дейст­вия. Если это совершилось то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни – civitas. Таково рождение того великого Левиафана, или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного Бога, которому мы под влады­чеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой. [18, с. 119-122].

Справка

Драконт (Дракон), афинский архонт (правитель). Составил в 621 г. до н. э. свод законов (первая кодификация афинского права), отличившихся крайней жестокостью (отсюда «драконовы законы», «драконовы меры»). За большинство преступлений, даже таких как кража сельскохозяйственного инвентаря и продовольствия предусмат­ривалась смертная казнь. Законы были смягчены в период правления Солона, но в конце V века до н. э. они снова были выставлены на рыночной площади для всеобщего обозрения.

Политическая доктрина О. Бисмарка

…Влияния на зависимость, сопутствующие практической жиз­ни людей, – Богом данные реальности, игнорировать которые мы не можем и не должны. Отказываясь распространить их на поли­тическую жизнь и кладя в основу последней веру в тайный разум всех, упираешься в противоречие между государственным правом и реальностями человеческой жизни. Практически это противоре­чие ведет к трениям, в конце концов – к взрывам; теоретически оно разрешимо лишь на пути социал-демократических сумасбродств. Их успех основывается на том факте, что разум широких масс дос­таточно туп и неразвит и поэтому риторике ловких и честолюбивых вождей, опирающихся на собственную алчность масс, удается завлечь их в свои сети.

Противовесом этому является влияние людей просвещенных… Пусть большее благоразумие более интеллигентных классов имеет своей материальной основой стремление сохранить собственность, стремление к заработку не менее правомерно, однако для безопас­ности и дальнейшего развития государства полезнее перевес тех, кто представляет собственность. Государство, управление которым находится в руках алчущих… и ораторов, обладающих в наиболь­шей степени способностью обманывать нерассуждающие массы, такое государство всегда будет обречено на стремительное разви­тие, что не может не нанести тяжелого вреда всему организму столь громоздкой массы, как государственная общность… Всякая крупная государственная общность, в которой будет утрачено осторожное и тормозящее влияние имущих, какого бы оно ни было происхожде­ния – материального или духовного, неизбежно достигнет – подобно развитию первой французской революции – такой быстроты, при которой государственная колесница будет разбита. С течением вре­мени алчущий элемент достигнет решающего перевеса уже в силу своей большей массы. В интересах самой этой массы добиваться того, чтобы при соответствующем переломе удалось избежать опасной стремительности и чтобы государственная колесница не оказалась разбитой. Если это тем не менее произойдет, то исторический кру­говорот в относительно короткий срок неизменно приведет снова к диктатуре, к деспотизму, к абсолютизму, ибо и массы склоняются в конце концов перед потребностью к порядку…

Абсолютизм был бы идеальным строем для европейских госу­дарственных образований, если бы король и его чиновники не оста­вались людьми, такими же, как и все другие, коим не надо править со сверхчеловеческим знанием дела, разумом и справедливостью. Самые разумные и наиболее склонные к добру самодержавные правители подвержены таким человеческим слабостям и несовершенствам, как переоценка собственного разума, поддаются воздействию и красно­речию фаворитов, не говоря уже о женских, законных и незаконных, влияниях. Монархия и самый идеальный монарх, дабы не начать дей­ствовать в своем идеализме во вред обществу, нуждаются в критике, шипы которой помогают ему выйти на правильный путь, когда ему угрожает опасность заблудиться…

Критика может осуществляться лишь свободной прессой и парла­ментом в современном смысле. Оба эти корректива могут в результате злоупотреблений притупить острие своего влияния или даже вовсе его утратить. Предотвратить нечто подобное – одна из задач охрани­тельной политики, и без борьбы с парламентом и прессой эта задача неразрешима. Дело политического такта и глазомера – определить границы, которых надлежит держаться в этой борьбе, чтобы, с од­ной стороны, не препятствовать необходимому стране контролю над правительством, а с другой – не дать этому контролю превратиться в господство. [6]

4. Беседа по поставленным вопросам

5. Самостоятельная работа учащихся по дополнительному материалу

Задание для учащихся: что означает понятие «право»?

Что такое право

А собственно, что же такое право? Ведь