Урок 3. Познавательная деятельность человека

0
1202
числа

Главная задача цивилизации -научить человека мыслить.

Сенека

Цели: выяснить сущность процесса познания, особенности чувственного и рационального познания; закрепить навыки работы с учебным текстом; воспитывать у учащихся толерантность.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Сущность познания.

2. Чувственное и рациональное познание как формы познания.

3. Как добываются знания.

II. Проверка домашнего задания

– Что такое деятельность? (Специфическая, т. е. свойственная только человеку форма активности.)

– Какова структура деятельности? (Мотив — цель – средства -действия – результат.)

(Учитель фиксирует эту цепочку на доске.)

– Что является результатом познавательной деятельности? (Знания об окружающем мире.)

III. Изучение нового материала

1. Сущность познания

Прочитайте текст учебника.

– Каков мотив познавательной деятельности? (Познать объективную реальность – окружающий мир, чтобы в нем ориентироваться.)

– Какова цель познания? (Получить новое знание о мире.)

Наука, занимающаяся проблемами познания, называется гносеология. Любая наука – это система знаний, основанная на законах и закономерностях, следовательно, цель познавательной деятельности – овладение этими законами и закономерностями. Закон – это постоянная, повторяющаяся, устойчивая связь между предметами и явлениями, которая проявляется всегда. Закономерность – это повторяющаяся связь между предметами и явлениями, которая проявляется при определенных условиях.

– Что такое знание? (В широком смысле — информация любого рода, в узком смысле – информация, подтвержденная научными средствами.)

2. Чувственное и рациональное познание как формы познания

Прочитайте текст учебника.

– Как называется низшая форма (ступень) познания? (Чувственное познание.)

– Почему это низшая ступень? (Все живые организмы имеют органы чувств.)

– Каков результат чувственного познания? (Внешняя сторона, единичный образ.)

– Чем отличается чувственное познание человека от чувственного познания животных и растений? (Зрение орла более острое, но все нюансы – насыщенность цвета, скорость передвижения объекта и т. п. может определить глаз человека.)

– Как называется высшая ступень (форма) познания? (Рациональное познание.)

– Каков результат рационального познания? (Знание законов и закономерностей.)

– Какова связь между двумя формами (ступенями) познания? (Единство и взаимодополнение.)

На основе приведенных ниже фактов определите факторы, которые, кроме свойств самого предмета, влияют на создание его чувственного образа.

Пчелы не воспринимают красного цвета, но воспринимают ультрафиолетовое излучение. У гремучих змей есть особое «тепловое зрение», с помощью которого они воспринимают инфракрасные лучи. Собаки видят окружающий мир в черно-белом цвете.

Дети и взрослые по-разному воспринимают размеры предметов, расстояние между ними и т. п.

Учащиеся должны сделать вывод, что на характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета влияют: а) особенности наших органов чувств, б) индивидуальный опыт, в) культурноисторический опыт.

Результатом чувственного познания является субъективный образ окружающей действительности. В течение длительного времени философы не могут прийти разрешить проблему: соотношение объективного и субъективного в чувственном познании мира.

Еще одна проблема – соотношение чувственного и рационального познания. Часть ученых – утверждает приоритет чувственного познания. Это сторонники сенсуализма. Приоритет рационального познания утверждает рационализм.

В последнее время часть ученых пытается доказать, что еще одним источником знаний является интуиция, предвидение, фантазия, воображение, мечта, гипотеза.

Дополнительный материал

Российский исследователь Александр Рыжов коллекционирует пророчества, сделанные поэтами и прозаиками. Он говорит, что при анализе пророчеств исследователи топчутся в основном вокруг имен «профессиональных» предсказателей вроде Ванги или Нострадамуса. Но есть целый пласт провидческих высказываний, сделанных людьми, которые не считали это занятие основным и даже не догадывались о своих способностях. Среди них немало литераторов. Отличие творческих людей от шарлатанов и святых провидцев в том, что они, с одной стороны, были обычными людьми, порою даже неверующими, а с другой стороны, они не считали себя оракулами. Главным их делом было сочинительство, т. е. работа, связанная с вымыслом. Но именно в этом сугубо творческом процессе рождались такие предвидения, какие не снились самому Нострадамусу и его товарищам по цеху.

Но еще более поражают предсказания писателей и поэтов собственной кончины.

Смертельные пророчества часто проявлялись помимо воли авторов из случайных, брошенных ненароком слов. Но слова эти были зафиксированы на бумаге и, стало быть, обрели жизнь самостоятельную. А у жизни слов – свои законы и последствия. В первую очередь эти последствия касаются тех, кто данные слова произнес. Убедитесь сами.

Самый поразительный случай находим в стихотворении Николая Рубцова: «Я умру в крещенские морозы». Он погиб 19 января – в тот самый день, когда отмечается православное Крещение. Драматург Александр Вамиилов мимоходом черкнул в своей записной книжке: «Я знаю – старым я никогда не буду». Так и вышло: он утонул в Байкале за несколько дней до своего 35-летия. Поэт и музыкант Юрий Визбор в 1978 г. написал песню «Памяти ушедших», где есть такая строка: «Как хочется прожить еще сто лет – ну пусть не сто, хотя бы половину». Визбор будто сам отмерил себе земной срок – прожил ровно 50 лет.

Владимир Высоцкий в одном не очень известном стихотворении предсказал время своей смерти: «Жизнь – алфавит: я где-то уже в «це-че-ше-ще» – уйду я в это лето в малиновом плаще». Стихи написаны в начале 1980 г. Летом этого года, 25 июля, Высоцкого не стало.

Когда Валентин Пикуль ушел из жизни, жена нашла в его библиотеке книгу со слепым корешком, и в ней было творческое завещание, которое заканчивалось словами: «Писал это Валентин Савич, русский, родился 13 июля 1928 г., умер 13 июля 19… г.» Написано это в 1959 году, а умер он 16 июля 1990 г., ошибившись в числе всего на три дня.

Намеки на безвременную гибель встречаются в произведениях Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Николая Гумилева, Всеволода Багрицкого, Василия Шукшина, Марселя Пруста, Генриха Ибсена, Пауля Флеминга.

Как же объяснить этот неожиданный дар ясновидения у творческих людей? В научных пророчествах мы имеем дело с интуицией. Например, полет фантазии позволяет гению, увидевшему самодвижущийся экипаж или воздушный шар, тотчас «предсказать» автомобильные пробки на дорогах и космос, кишащий межпланетными путешественниками.

Другое дело – предсказания своей кончины. Есть мнение, что люди творческие вовсе не предрекают будущее, а как бы моделируют его. Ведь некоторые из поэтических строк напоминают заклинания вроде «Я хочу умереть молодой!» Мирры Лохвицкой. Если согласиться с тем, что слово материально и обладает мощной энергетикой, то логично допустить, что эти опасные фразы способны притянуть к человеку, их произнесшему, беды.

Недаром мудрая Ахматова предупреждала своих излишне дерзких собратьев по перу: «Поэты, не предсказывайте свою смерть – сбывается!»

Литературные прогнозы на XX в.

Кто предсказал. Джонатан Свифт (1667-1745).

Что предсказал. В книге «Путешествия Гулливера» (1726) астрономы Лапуту из страны, куда попал Гулливер, открыли наличие двух спутников у планеты Марс. А в главе, посвященной Великой академии Лагадо, встречается описание «машины для открытия отвлеченных истин».

Что сбылось. Открытие Фобоса и Деймоса произошло только через полторы сотни лет после выхода романа. А в описании странной машины можно угадать изобретение «мыслящего прибора», т. е. компьютера.

Кто предсказал. Владимир Одоевский (1803-1869).

Что предсказал. В романе «4338-й год» (1835) рассказывается, что в будущем основными средствами передвижения станут воздушный и подземный транспорт. Вот как герой описывает свой путь в Россию из Китая: «Мы с быстротою молнии пролетели сквозь Гималайский туннель, но в Каспийском туннеле… мы должны были выйти из электрохода, великолепно освещенного гальваническими фонарями». В романе говорится об освоении Луны, которая необитаема и служит только источником снабжения Земли, а также об электрических разговорах, которые заменят переписку.

Что сбылось. Туннели, электроходы напоминают по описаниям метрополитен. Кстати, первый опытный электровоз был построен в Германии в 1879 г. Да и предвидеть использование «гальванических фонарей» было непросто: угольная лампа Лодыгина была запатентована в 1874 г., а лампа накаливания Эдисона – в 1879 г.

Каспийский туннель, по которому мчится электроход из Китая, проложен под дном моря – тоже очень прогрессивная мысль для того времени. Первый практически пригодный телефонный аппарат был запатентован лишь в 1876 г. Об использовании же лунных пород для энергетики Земли ученые заговорили лишь во второй половине XX в.

Кто предсказал. Жюль Верн (1828-1905).

Что предсказал. В романах «С Земли на Луну» (1865), «Вокруг Луны» (1870), «Париж в XX веке» (1863) герои Верна «промахнулись» и так и не высадились на поверхность Луны, затем благополучно облетели земной спутник и вернулись на Землю. В третьей книге улицы Парижа заполнены автомобилями, работающими на водороде, а документы передаются посредством прибора, очень напоминающего современный факс.

Что сбылось. В первом случае сюжет похож на судьбу экипажа американского корабля «Аполлон – 13», который ровно через 100 лет -в апреле 1970 г. – не смог высадиться на Луну. Но еще интереснее параллели между верновским кораблем и «Аполлоном – 8», который в 1968 г. совершил первый пилотируемый полет вокруг Луны. Оба аппарата – и литературный, и реальный – имели экипаж, состоявший из трех человек. Примерно совпадали их размеры и масса. Оба стартовали с территории США. Совпали даже районы стартовых площадок. Кроме того, сегодня автомобили на водороде становятся реальностью. А вот факсы уже уходят в прошлое за ненадобностью.

Кто предсказал. Герберт Уэллс (1866-1946).

Что предсказал. В своих произведениях «изобрел» биологическое оружие, искусственное оплодотворение, методику ввода питательных веществ прямо в кровь. Еще в 1910-х гг. он говорил об огромной роли атомной энергетики в жизни человечества и предсказал, что в будущем авиация высоких скоростей перейдет к стреловидному крылу. В «Войне миров» (1898) Уэллс описывает действие теплового луча, похожего на современный лазер, а в книге «Когда спящий проснется» (1899) -«странные технические устройства, на гладкой поверхности которых появляются яркие цветные картинки с движущимися фигурами».

Что сбылось. Уэллс опередил научно-технический прогресс на многие десятилетия. К правильной схеме крыла авиаконструкторы пришли лишь через 20 лет после предсказания писателя. В прошлом веке появились лазеры, в том числе и боевые. Описание же автором конца позапрошлого века телевизора и видеомагнитофона сильно впечатляет.

Кто предсказал. Артур Кларк (род. 1917).

Что предсказал. В 1945 г. он всерьез говорил о запуске на околоземную орбиту спутников связи. Также он утверждал, что человек высадится на Луне еще до наступления 2000 г., и предположил появление телефонов с камерой, телетекстом и возможностью создавать сообщения, а также переговорных устройств, вмонтированных в наручные часы.

Что сбылось. Не прошло и полувека, как орбита Земли оказалась буквально забита такими спутниками. Другие его «научные» открытия сегодня уже вошли в обиход.

Литературные прогнозы на грядущие века

Полистав литературные произведения, можно попытаться заглянуть и в будущее.

Вильгельм Кюхельбекер в своих «Европейских письмах» (1820) предполагал, что к 2019 г. Европа одичает: Лондон и Париж исчезнут с лица Земли, а Испанию заселят некие гверилассы, которые будут кочевать из долины в долину и грабить купцов и путешественников.

Британский юморист Джером К. Джером в рассказе «Новая утопия» (1891) заглядывает аж в XXIX в. Там нас ждет мир, в котором царит всеобщее и абсолютное равенство – люди обязаны ходить в одинаковых одеждах, умываться и принимать пищу в одно и то же время. Имена будут заменены номерами (подобное предсказание встречаем также у Евгения Замятина в антиутопии «Мы», 192