Урок 26 СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

0
473

Эпиграф к уроку:

Если государство управляется правильно, бедность и незнатность вызывает стыд. Если государство управляется неправильно, то стыд вызывает богатство и знатность.

Конфуций

Тип урока: изучение нового материала

Цель: сформировать представления учащихся о социальной структуре общества.

Учащиеся должны знать, что:

1) общество это не просто совокупность отдельных людей;

2) каждый человек принадлежит к какой-либо социальной группе;

3) социальные группы занимают различное положение в обще­стве;

4) за долгое время своего существования человечество вырабо­тало множество способов согласования интересов;

5) противоположность интересов приводит отстаивающих их людей к столкновению;

6) принадлежность человека к той или иной социальной группе может меняться;

7) для того чтобы устранить социальные противоречия, необ­ходима продуманная социальная политика;

8) положение человека в обществе – это социальный статус;

9) социальная роль – это ожидаемое от человека поведение.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1) социальное неравенство;

2) социальный статус;

3) социальная роль;

4) социальный конфликт.

Учащиеся должны уметь:

1) объяснять, в чем выражается социальное неравенство;

2) называть различные точки зрения на причины появления со­циального неравенства;

3) объяснять причины социальных конфликтов;

4) характеризовать социальную структуру современного рос­сийского общества.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Социальная структура и социальное неравенство.

2. Социальный конфликт.

3. Социальные изменения в советском обществе.

4. Современный этап социального развития.

5. Положение человека в обществе. Социальный статус.

Урок начинается с объяснения понятия «социальная структура общества».

Лекция учителя.

Социальная структура общества – часть социальной системы и объединяет два компонента: социальные связи и социальный состав.

Социальные связи – набор фактов, обуславливающих совмест­ную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей.

Социальный состав – набор элементов, составляющих соци­альную структуру.

Социальная структура – совокупность связей и отношений, в которые вступают социальные группы и общности людей по пово­ду условий их жизнедеятельности.

Факторы, лежащие в основе развития социальной структуры общества:

– общественное разделение труда – обуславливает разделение общества на социальные группы;

– отношение к собственности на средства производства – эко­номически закрепляет структуру общества.

Основные элементы структуры общества:

– классы, занимающие различное место в системах обществен­ного разделения труда, отношений собственности на средства про­изводства и распределения общественного продукта;

– люди города и деревни;

– представители умственного и физического труда;

– сословия;

– социально-демографические группы;

– национальные общности.

Особенности социальной структуры:

– выделение больших и малых социальных групп происходит как независимо от воли людей, так и в ходе сознательной и органи­зующей деятельности участников исторического процесса;

– взаимосвязь социальных групп – динамическая (по поводу удовлетворения их потребностей, реализации интересов);

– взаимодействие характеризуется двумя факторами деятельно­сти субъектов, направляемой определенными побуждениями и об­щественными отношениями, в которые вступают субъекты для удовлетворения своих потребностей.

Социальные структуры играют важную роль в сохранении це­лостности и стабильности общества и в его устойчивом функцио­нировании.

Различные подходы к определению социальной структуры.

1. В широком смысле – это строение общества в целом, систе­ма связей между всеми его основными элементами; в узком смысле – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп. (А. А. Радугин, К. А. Радугин.)

2. В широком смысле – всевозможное деление общества на сферы жизни людей (экономическую, социально-политическую, духовную), на производство, обмен, распределение и потребление; в узком смысле – подход, когда анализируются социальная страти­фикация и социальная дифференциация, под которыми понимают­ся все значимые различия между людьми в процессе их жизнедея­тельности. (Ж. Т. Тощенко.)

3. В широком смысле слова означает совокупность отношений между различными социальными группами и социальными инсти­тутами, обеспечивающими стабильность в обществе; в узком смысле