Цели и задачи урока:
1. Расширить географические знания по странам Юго-Восточной Азии.
2. Сформировать навыки работы с компьютером, дополнительной литературой, статистическими данными, интернет-источниками; умение анализировать и обобщать полученные знания.
3. Раскрыть необходимость качественного образования и дисциплинированности.
Форма урока: Урок-презентация
Метод обучения на уроке: Проблемно-поисковый
Оборудование урока (в том числе интерактивное оборудование, программное обеспечение и т. п.)
Политическая карта мира, атласы, контурные карты. Компьютер, мультимедийная установка. Презентации к уроку. Программы Power Point, Publisher, Excel, Word.
Ход урока
Цель: Установить причины экономического «взрыва» НИС.
Задачи:
1. Изучить черты экономики НИС.
2. Выявить причины экономического процветания НИС.
3. Показать преимущества и недостатки экономического «взрыва».
4. Составить модель экономического развития НИС.
Организационный момент. Заключительный урок по изучению Азиатских стран, посвящен группе НИС. Повторение пройденного материала: общая характеристика Новых индустриальных стран.
В основе развития НИС лежит Японская модель. Назовите основные направления «Японской модели экономического развития».
Группа НИС относится к развивающимся странам Азии, но их называют азиатские «тигры» или «драконы». Почему?
В ходе выступления учащихся, устанавливаются причины экономического «взрыва» и выявляется лидирующее положение НИС, заполняется таблица “ХАРАКТЕРИСТИКА НОВЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН”.
Презентация 1. «Страна утренней зари – Корея». Ученическая презентация.
Презентация 2. «Сингапур – азиатский Роттердам». Ученическая презентация.
В 1980-е годы появляется ещё одна группа НИС, которых называют азиатскими «тигрятами», это: – Индонезия – Малайзия – Таиланд
Презентация 3. «Малайзия – страна двух миров». Ученическая презентация.
Презентация 4. «Таиланд». Ученическая презентация.
Анализ слайдов, графиков; заполнение таблицы.
Вопросы на усвоение нового материала: назовите отрасли экономики, в которых НИС занимают лидирующее положение. Назовите причины экономического «взрыва» НИС, выделите положительные и отрицательные причины роста.
Причины быстрого экономического роста «+»:
· Выгодное ЭГП, пересечение транспортных магистралей.
· Ориентир на огромные дешевые дисциплинированные и квалифицированные трудовые ресурсы.
· Развитие наукоемкого производства.
· Максимальное привлечение иностранного капитала и гибкая налоговая политика. Создание свободных экономических зон.
· Модернизация сельского хозяйства и использование освободившихся трудовых ресурсов в промышленности.
· Серьезная работа на внутреннем рынке.
Причины быстрого экономического роста «-»:
· Ограничение деятельности профсоюзов.
· Низкая оплата труда, условия труда близки к капитализму в Европе 19 века.
· Хищническая эксплуатация природных ресурсов.
Составьте модель экономического развития НИС.
– Выгодное ЭГП, пересечение транспортных путей.
– Привлечение иностранного капитала.
– Создание свободных экономических зон (СЭЗ).
– Развитие наукоёмкого производства.
– Ориентация на огромные дешёвые, дисциплинированные и квалифицированные трудовые ресурсы.
И в заключение урока запомните: Образование, дисциплина и культура – это основа успеха.
Домашнее задание: дополнить таблицу, обозначить на контурной карте НИС.
Межпредметные связи: География, история, биология
Используемые ресурсы:
1. Максаковский В. П., Экономическая и социальная география мира. 10 класс. – М.: Просвещение, 2000 и последующие годы издания.
2. Винокурова Н. Ф., Трушин В. В., Глобальная экология. 10-11 класс.- М.: Просвещение, 1998.
3. География. 2500 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы, учебное издание.- М.: Дрофа, 1999.
4. Большой атлас мира «Глобус». Азия /пер. с нем.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006