Цели: формировать навык раскрытия скобок при решении уравнений, задач и упрощении выражений; развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся; проверить знания и умения учащихся по изученному материалу.
Ход урока
I. Организационный момент
Девизом нашего занятия стали слова Михаила Ломоносова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».
— Как эти слова относятся к нам?
II. Устный счет
1. Раскройте скобки:
1) (а – b) + (с – d)
2) (а + b) – (с + d)
3) – (а + b) + (с – d)
4) (-а – b) – (-с + d)
2. Раскройте скобки, применив распределительный закон умножения:
1) 2 · (b + c – d)
2) -3 · (b – с + d)
3) -5 · (b + с – d)
4) 4 · (b – с + d)
3. При каких а и b верно равенство
1) 5 : а = а : 5;
2) а : b = 1;
3) а : b = а;
4) а : b = 0;
5) а : b = -1;
6) а : b = 1/b?
4. Чему равна сумма чисел от (—200) до (200)?
5. Три в квадрате равно 9, четыре в квадрате — 16. А чему равен угол в квадрате?
III. Индивидуальная работа
Можно в любой момент остановить ребенка, потом дать закончить эту карточку во время любого этапа урока, когда появится свободная минута или на следующих уроках, но уже дав задание исправить свои ошибки.
1 карточка
2 карточка
IV. Сообщение темы урока
— Сегодня мы продолжим работать по теме «Раскрытие скобок».
V. Изучение нового материала (необязательный материал, можно рассмотреть в сильном классе)
Есть выражения, содержащие двойные скобки.
— Сначала лучше раскрыть внутренние скобки, потом внешние, можно наоборот.
Рассмотрим выражение (учитель подробно объясняет):
f — (а + b — (n + m — k)) = f — (а + b — n — m + k) = f — a — b + n + m — k;
a — d + (c — b — (n — m + r) — k) = a — d + (c — b — n + m — r — k) = a — d + c — b — n + m — r — k.
Раскройте скобки (у доски с подробным комментированием):
1) (а — b — (с + d — k + n ));
2) а — (b + (с + d — k) + n );
3) — (—а — b — (—с — d + k n));
4) а + b — (—с — d + k — n )).
VI. Закрепление изученного материала
1. № 1238 (1 столбик) стр. 217 (самостоятельно, взаимопроверка).
(Ответ:
2. № 1241 (д, е) стр. 217 (слабые ученики решают одним способом – на выбор, сильные — двумя).
— Решите самостоятельно двумя способами.
— Как можно найти значение выражения, противоположное сумме нескольких чисел?
— Кто решил по-другому?
Решение:
д) 1 способ
2 способ
е) 1 способ
2 способ
VII. Физкультминутка
VIII. Работа над задачей
№ 1242 (б) стр. 218 (на обратной стороне доски и в тетрадях, самопроверка).
— Прочитайте задачу.
— Составьте краткую запись.
— Что известно? Что надо узнать?
Пусть х (уч.) — в третьем классе,
х — 3 (уч.) — во втором классе.
Зная, что всего 125 учеников в трех классах, составим уравнение:
42 + х — 3 + х = 125
39 + 2х = 125
2х = 125 – 39
2х = 86
х = 43; 43 уч. — в третьем классе.
(Ответ: 43 ученика.)
IX. Повторение изученного материала
1. № 1246 (в, г) стр. 218 (с объяснением у доски и в тетрадях).
в) n; n + 1; n + 2; n + 3;
г) k – 3; k – 2; k – 1; k.
3. № 1252 (1) стр. 219.
— Что неизвестно?
— Как найти средний член пропорции?
Решение:
х = 8.
(Ответ: х = 8.)
3. № 1253 (2) стр. 219 (у доски и в тетрадях).
— На чем основано решение уравнения? (Распределительное свойство умножения.)
Решение:
(