Цель: ввести понятие мгновенной скорости; научить определять относительную скорость движения. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Повторение. Беседа
1. Какое движение называется механическим?
2. что называют проекцией векторов?
3. действия над проекциями?
4. что такое ускорение?
5. какое движение называют равноускоренным?
III . Изучение нового материала
Изменение положения в пространстве движущегося тела характеризуют путь и перемещение. Однако эти величины не говорят, как быстро произошло изменение. Скорость является пространственно-временной характеристикой движения тела. Скорость можно сравнить и по расстоянию, которое тело проходит за единицу времени. Чем больше это расстояние, тем больше скорость спортсмена.
Если тело прошло путь / – 500 м за t = 20 с. Можно предположить, что тело за каждую секунду проезжало 25 м. Реально тело могло первые 5 с двигаться медленно, следующие 10 с – стоять, и последние – двигаться очень быстро. Поэтому
/ путь, пройденный телом, характеризуется средней скоростью: V .
Средняя скорость, как любая средняя величина, является достаточно приблизительной характеристикой движения. Проезжая по городу 20 км за 30 минут (со средней скоростью 40 км/ч) водитель каждый раз на спидометре видит скорость движения в данный момент времени мгновенную скорость.
Мгновенная скорость – средняя скорость за бесконечно малый интервал времени. Из формулы можно найти модуль мгновенной скорости, но не ее направление. Для определения направления воспользуемся перемещением, как векторной величиной
Мгновенная скорость тела направлена по касательной к траектории в сторону его движения.
Относительная скорость первого тела относительно второго равна.
IV . Закрепление изученного
1. Сформулируйте определение средней скорости.
2. Как определяется мгновенная скорость при прямолинейном движении. Чему равен ее модуль?
3. Может ли мгновенная скорость быть больше или меньше средней скорости?
V , Решение задач
Домашняя работа
§ 5 упражнение 3