Раздел 1: Обоснование фокуса
В Послании Президента Н.А.Назарбаева «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» уделяется внимание вопросу интеграции граждан с ограниченными возможностями в экономическое развитие республики. «Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом»
В жизни каждого человека есть определенный этап, с которым связаны самые теплые воспоминания о детстве. Это школьные годы. Но к сожалению, не все дети могут этого себе позволить. Есть такая категория детей, которые не могут посещать общеобразовательную школу. А инклюзивное образование строится на том, что дети с ограниченными возможностями должны почувствовать себя такими же членами общества, как и все остальные дети. В школе ребенок не только узнает основы наук, но и получает навыки общения в социуме. Это происходит обычно в процессе игры и общения со сверстниками. Именно здесь он чувствует себя активным членом общества. Именно в такой среде он осознает, что он личность. Именно на этих принципах и базируется инклюзивное образование.
Я работаю в Чекоманской средней общеобразовательной школе. Коллектив нашей школы насчитывает тридцать человек. После первого коучинга мои коллеги стали интересоваться, а что представляет собой инклюзивное образование? А ведь многие из них в своих анкетах указали именно эту тему. Раньше я не задумывалась над проблемой инклюзивного образования. Мы привыкли к тому, что дети с ограниченными возможностями обучались в специальных школах. Но в нашей школе были примеры, когда такие дети сидели в классах. Были случаи, когда возмущались родители, чтобы такие дети не сидели в одном классе с их детьми. Я думаю, что наше общество не было тогда готово к инклюзивному образованию. Поэтому я считаю, что эта проблема важна как для меня, так и для моих коллег. Никто из нас не имеет морального права не поддержать таких детей, ведь именно от нашего с вами отношения зависит то, как будут к ним относится в нашем обществе. Чтобы быть человеком, такие дети должны жить и учиться среди нас, в обществе.
Раздел 2: Описание коучинг занятия и оценивание преподавания
Цель моего коучинг- занятия: дать понятие об инклюзивном образовании, подготовить учителей к реализации инклюзивного обучения в общеобразовательной школе, разработать рекомендации по преодолению трудностей в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. К концу коучинга мои коллеги будут иметь представление о детях с особыми образовательными потребностями и будут эмоционально готовы к работе с такими детьми.
Свой коучинг я начала с эмоциональной разгрузки « Вместе легко и всегда интересно» Далее разделила их на группы по цвету брелков. Затем мы просмотрели видео « Мы за инклюзивное образование». Затем каждой группе было дано задание по теме: «Что вы понимаете под инклюзивным образованием?». Каждая группа составляла кластер по данной теме.
Работы групп Просмотр видео кластер группы
По завершению группы презентовали свои работы, при этом приводили свои доводы. Затем я предложила коллегам вопрос: Как вы понимаете термин « Дети с ограниченными возможностями»?, на что все присутствующие дали свои определения. Затем рассказала о том, что с недавних времен введен более гуманный термин «дети с особыми образовательными потребностями» Коллеги высказывали свои мнения по поводу нового термина: учителя школ еще не готовы перестроить свою работу по обучению таких детей; очень много барьеров на пути к такому переходу; нет материальной базы. Затем был дан теоретический материал на основе презентации. После просмотра презентации мои коллеги обменялись мнениями по поводу затрагиваемой проблемы. Красной нитью в течение всего коучинга говорили о детях с особыми образовательными потребностями.
Затем группам было дано задание еще раз продумать и дать определение «Что такое «инклюзивное образование»? В чем его плюсы? Каковы возможные риски?
Во всех школах должны быть пандусы.
Каждая группа привела по три довода «За» и по три довода «против» инклюзивного образования.
Тезисы групп «За» и « Против» Защита проектов
Подводя итог можно отметить, что мои коллеги очень серьезно подошли к проблеме инклюзивного образования. В своих тезисах они показали, насколько готово общество и мы – педагоги к приему в школы детей с особыми образовательными потребностями. И в заключение своего коучинга я представила видео о Нике Вуйчиче. Этот ролик не оставил никого равнодушным. Я думаю, что коучинг удался. Это только начало. Может что-то не получилось. Может мои коллеги не были готовы к такому серьезному вопросу, но уходить никто не хотел. Все долго не могли отойти от увиденного видеоролика.
Я думаю, что мои коллеги многое поняли и переосмыслили. Познакомившись с идеями Программы 2 уровня, многие мои коллеги захотели поближе познакомиться с идеями 7 модулей, молодые учителя просили, чтобы такие занятия проводились чаще, многие очень заинтересовались ресурсами. Мне самой очень понравилось и я очень рада тому, что именно здесь на курсах , я сама многое узнала и теперь смогу поделиться со своими коллегами пусть небольшим, но опытом своей работы.
«Государственная программа развития образования до 2020 года раскрывает этапы планомерного развития инклюзивного образования в общеобразовательных школах Казахстана. Ведь одна из задач Программы – «создание условий для обучения в течение всей жизни, образования для всех»
(Послание Президента Н.А.Назарбаева «Казахстанский путь-2050»).
Я думаю, что такие курсы очень полезны и поучительны. Мы многое узнали, встретили новых друзей и понимаем, что по-старому уже не сможем работать. В перспективе мне хотелось бы проводить коучинги, найти единомышленников в своей школе. И все это благодаря курсам Программы 2 уровня. И в заключении хочу привести замечательные стихи Ольги Завацкой:
«Меняется мир, мы меняемся тоже.
Процесс обученья нам в этом поможет.
Сегодня огромный поток информации,
Чтоб в нем разобраться, нам нужно меняться.
И наш выпускник тоже должен меняться.
Он в обществе должен уметь уживаться
Критически мыслить и строить общенье
Услышать и слушать, имев свое мнение.
Менять убежденье своё и сознанье
Общаться с людьми на любом расстоянии
Меняется мир, мы меняемся тоже
Нам опыт учительский в этом поможет».
Использованная литература:
1. «Руководство для учителя». Второй (основной) уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2014 год
2. Послание Президента Н.А.Назарбаева «Казахстанский путь-2050.
3. Инклюзивное образование вопросы и ответы подборка Л.А.Поповой № 8(129) 2013
4. Настольная книга учителя-коуча
5. . Видео ресурсы, www.1tv.ru.
Приложение:
План проведения коучинг-сессии
Предмет Коучинг-сессия
Тема Нужно ли нам сегодня инклюзивное образование?
Цель Подготовить учителей к реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе.
разработать рекомендации по преодолению трудностей в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Ожидаемые результаты Педагоги будут иметь представление о детях с особыми образовательными потребностями и эмоционально готовы к работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Ссылки и ресурсы Настольная книга учителя-коуча, видео ресурсы, www.1tv.ru.
Ключевые идеи, значимые для занятия Инклюзивное образование – политика государства, направленная на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс, их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую, религиозную принадлежность, отставание в развитии путем активного участия семьи, коррекционно-педагогической и социальной поддержки персональных нужд ребенка.
Суть «инклюзива» – традиционная для демократии идея борьбы с дискриминацией. Раз провозглашается, что все равны в своих правах, значит, у всех должен быть равный доступ к благам цивилизации, в частности, к образованию. Не важно, болен ты или здоров. Инклюзивная школа – это, прежде всего, демократическая школа, которая прививает уважение к людям и стилю их жизни. В подобной школе учащиеся вместе творчески работают над решением образовательных проблем.
Материалы и оборудование Компьютер, проектор, экран, маркеры, плакаты, стикеры.
Ход коучинга-сессии
Этапы проведения занятия Время:
80 минут Действия преподавателя и действия участника
Организационный момент 5 мин. Деление на 4 группы по цвету.
Создание психологического настроя: улыбнитесь соседу справа, соседу слева, возьмитесь за руки и повторяйте за преподавателем: «Вместе легко и всегда интересно.»
«Мозговой штурм» 2 мин. Просмотр видео ресурса «Мы за инклюзивное образование».
Работа в группах 15 мин. Что вы понимаете под инклюзивным образованием? Составление кластера.
Защита кластера.
Исследовательская беседа 5 мин. Как вы относитесь к термину «Дети с ограниченными возможностями»
Коуч: С недавних времен введен более гуманный термин «дети с особыми образовательными потребностями».
Лекция. 10 мин. Используя презентацию, преподаватель дает теоретический материал по теме коучинга.
Диспут: «За» и «Против» инклюзивного обучения. 7мин. Группы приводят по 3 довода «за» и 3 довода «против» инклюзивного обучения.
Спикеры знакомят с мнением группы.
Преподаватель делает выводы.
Показ видеофрагмента 10 мин Участники смотрят видеофрагмент
«Ник Вуйчич».
Рефлексия 10 мин Что вы узнали нового? Было ли вам интересно? Как вы относитесь к инклюзивному обучению?
Вывод.
.