Профилактические беседы с учащимися школы в пред- и послеканикулярное время

0
672
математика

Профилактические беседы

с учащимися школы в пред- и послеканикулярное время

Когда после длительного периода посещения школы у детей наступают каникулы – период свободного времени, то происходит смена стереотипа поведения. Касается это и поведения детей на дороге. Степень дисциплинированности и самоконтроля поведения значительно снижается. Каникулы – это время, когда большинство находятся под контролем взрослых непостоянно. В первую очередь имеются в виду каникулы осенние, зимние и весенние. Естественно, что в этот период дети значительную часть своего времени проводят на улице. Поэтому именно в этот период надо напомнить детям о необходимости соблюдать правила безопасности на дорогах. Одним из важнейших аспектов деятельности учителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма как раз и являются беседы с детьми в пред- и послеканикулярное время.

Вот какие рекомендации для беседы со школьниками были разработаны в Российской академии образования. Каникулы совпадают с периодом значительных изменений в природе, сложных погодных условий. Осенние ветры и дожди, изморозь и листопад создают для водителей дополнительные сложности на дорогах. В то же время люди надевают плащи с капюшонами, берут в руки зонтики, закрываются от ветра, т.е. их одежда и стремление спрятаться от непогоды, с одной стороны, сковывают подвижность человека, а с другой – уменьшают ему обзор.

Зимний период по-своему обостряет ситуацию на дорогах. Сложные дорожные условия – гололед, снежные заносы – создают дополнительные условия для возможных аварий. Весенние оттепели и заморозки способствуют заносам автомобилей на скользких участках дорог. Увеличению их тормозного пути. А в это время дети играют во дворах, переходят проезжую часть, идут в магазин, кинотеатр, кружки, музыкальные школы. Они постоянные и наиболее уязвимые участники дорожного движения.

Для предотвращения возможных дорожно-транспортных происшествий с учащимися, обеспечения правильного и внимательного их поведения на улице необходима постоянная и регулярная работа школы. Помимо занятий по обучению Правилам дорожного движения и экскурсий по изучению дорожно-транспортной обстановки микрорайона, где живут школьники, целесообразно проводить профилактические беседы с учащимися в начале учебного года, после возвращения их с длительных каникул и перед уходом детей на очередные каникулы. Цель профилактических бесед – обратить внимание учащихся на особенности сезона, состояние дорог, дворов и в зависимости от этого на возможные дорожные ситуации, на поведение детей в таких случаях.

Большую часть дня во время каникул дети предоставлены самим себе, контроль взрослых за их местонахождением и поведением ослаблен, поэтому беседы должны настраивать учащихся на постоянный контроль своего поведения вне дома. При их проведении необходимо опираться на жизненный опыт учащихся, знание ими Правил дорожного движения, наблюдения во время экскурсий.

Разговор с детьми следует начинать с обсуждения особенностей сезона, на который выпадают каникулы. Колебания температуры, вид осадков, длина светового дня, видимость на дорогах во время тумана и обильных дождей и снега, ветры – все это влияет на дорожно-транспортную обстановку. Это необходимо тщательно разъяснять детям, так как плохое состояние дорог, улиц, дворов – источник опасности для их жизни и здоровья.

Резкая перемена погоды часто застает водителей врасплох. Не все быстро адаптируются к смене обстановки. Это часто приводит к аварийным ситуациям, как на дороге, так и во дворах, где играют дети. Поэтому дальше учителю следует перейти в беседе к разговору об особенностях поведения детей вне школы и дома. Вместе с учащимися обсуждаются места игр во дворе, пути движения к кружкам, музыкальной школе, спортивным секциям, магазинам и т.п.

Школьники любят не только подвижные игры, но и катание на велосипедах, скейтбортах, роликах; зимой – на санках, лыжах, коньках. На этом заостряется особое внимание: правила езды на велосипеде, выбор мест катания, переход проезжей части со спортинвентарем.

Необходимо поговорить и об одежде учащихся. Большой, закрывающий лицо капюшон может стать причиной того, что ребенок не увидит машины при переходе улицы во время дождя, снегопада. Запотевшие очки, зонтик, большой воротник – эти и другие предметы могут стать причиной несчастного случая.

К каждой из бесед учитель подбирает соответствующие правила дорожного движения, которые особенно необходимо знать в данное время года. Основное внимание следует обратить на возможные ситуации на дороге, улице, во дворе, когда ребенок встречается с проезжающим мимо него транспортом. С детьми надо разобрать, какие при этом могут возникнуть ситуации и как себя вести в таких ситуациях. В результате беседы ученик должен еще и еще раз убедиться, что основа безопасности – внимательность и осторожность по отношению к себе и к товарищам.

Большое значение в беседе имеет постановка вопросов к учащимся. Вопросы должны развивать мышление детей, обучать их умению анализировать ситуации, искать и находить единственно правильные решения, воспитывать у детей уверенность в поведении на оживленных улицах и транспортных магистралях.

Можно использовать следующие типы вопросов:

1. Вопросы на выявление причинно-следственных связей.

Почему светофор трехцветный?

Как зависит величина тормозного пути от погодных условий?

Почему по обочине следует идти навстречу движущему транспорту?

Как изменяется тормозной путь в зависимости от погодных условий?

2.Вопросы на сравнение.

Чем похожи и чем отличаются погодные условия весны и осени (зимы и осени, зимы и весны)?

Чем опасны дороги зимой и весной (зимой и осенью)?

3.Вопросы обобщающего характера.

Какие опасности подстерегают пешеходов на улице?

Какие погодные условия могут повлиять на дорожно-транспортную обстановку (ухудшить или улучшить ее)?

Вопросы на развитие абстрактного мышления (анализ ситуаций по представлению).

В данном случае детям предлагается представить определенную дорожную ситуацию (или погодные условия) и решить возникающие при этом проблемы. Ключевым моментом беседы должны стать обобщение всей соответствующей возрасту детей информации и выделение главного, существенного из всего сказанного. В ходе беседы обязательно используются различные средства наглядности:

динамические пособия (диафильмы, видеофильмы, различные игры по Правилам дорожного движения);

печатные пособия (таблицы, схемы, плакаты и др.);

настольные игры;

специально оборудованные детские автоплощадки;

загадки, стихи, рассказы, викторины, развивающие игры.

Правильно подобранное место и время проведения такой беседы сильно увеличивают ее эффективность.

Для того чтобы учителю было легче построить беседу с учащимися в нижеприводимых схемах раскрыты основные особенности сезонов, состояния дорог и возможные ситуации в поведении учащихся, которые могут возникнуть во время каникул, в начале и конце учебного года на дорогах и вблизи них. Содержание этих схем целесообразно изложить во время беседы с учетом особенностей местности, где находится школа, и времени года.