Цель: сформулировать принцип относительности Галилея. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Проверка домашнего задания
1. первый з. Ньютона?
2. второй з. Ньютона, масса?
3. третий з. Ньютона?
III . Изучение нового материала
Механическое движение описывает кинематика, не объясняя физических причин его возникновения и изменения, отвечая лишь на вопрос, как движется тело.
Динамика объясняет причины, определяющие характер механического движения, отвечает на вопрос, почему тело двигается.
Для того чтобы тело, находящееся в покое, изменило положение в пространстве, необходимо взаимодействие с другим телом.
Эксперимент 1
Движение тележки в результате взаимодействия с рукой прекращается.
Две тележки скреплены пружинно и находятся в покое. Чтобы тележки не разъехались, привяжите их ниткой, если нить пережечь, тележки придут в движение.
Эти эксперименты доказывают, что для изменения положения тела необходимо взаимодействие тел.
Эксперимент 2
С наклонного желоба без начальной скорости пускают шарик на разные поверхности: на песок; на ткань; на стол. Что видим? Каждый раз шарик проходит до остановки большее расстояние.
Если бы была абсолютно гладкая дорога, исключены внешние воздействия, тележка двигалась бы без остановки по инерции. В зимних условиях такое движение практически не встречается.
Принцип инерции
Если на тело не действуют внешние силы, то оно сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения.
Равномерное прямолинейное движение и состояние покоя физически эквивалентны, они существуют без внешнего взаимодействия. Однако эквивалентность и равномерность прямолинейного движения возможны лишь в инерциальных системах отсчета, покоящихся или движущихся равномерно и прямолинейно относительно друг друга.
Инерциальная система отсчета – система отсчета, в которой тело, не взаимодействующее с другими телами, сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения.
Будем производить разные механические опыты в вагоне поезда, идущего равномерно по прямолинейному участку пути, а затем повторим эти же опыты на зеленой поверхности.
Поезд идет без толчков и окна завешены. Если толкнуть мяч, находившийся на земной поверхности, а затем такой же мяч толкнуть точно так же в движущемся вагоне, то скорость мячей будут одинаковы, каждый относительно своей системы отсчета.
Подобные опыты и наблюдения показывают, что относительно всех инерциальных систем отсчета тела получают одинаковое ускорение при одинаковы? действиях на них других тел:
Все инерциальные системы совершенно равноправны относительно ускорения. Это утверждение называется принципом относительности Галилея.
Как же связаны между собой координаты и скорость тела в различных и шальных системах отсчета.
Пусть автомобиль движется по платформе, которая имеет скорость V , равномерно движется вдоль нее со скоростью V относительно платформы.
Через время t платформа сместится на расстояние Vt , а автомобиль проедет по платформе х – Vt и будет находиться на расстоянии X = X ‘ + Vt .
Координаты тела (автомобиля) в различных инерциальных системах X и X ‘: Х’ = Х- Vt ;
Если платформа имеет скорость V = 60 км/ч, автомобиль Vt – 10 км/ч, то автомобиль относительно земли имеет скорость 70 км/ч.
Во всех инерциальных системах отсчета законы классической динамики имеют один и тот же вид.
IV . Закрепление изученного
1. Какие системы отсчета являются инерциальными, а какие – неинерциальными? Приведите примеры таких систем.
2. Можно ли считать инерциальными системами отсчета, неподвижно связанные с Землей?
3. В чем заключается относительность движения тел. Приведите примеры.
4. Какая формула выражает классический закон сложения скоростей? Как формулируется данный закон.
5. При каких условиях справедлив классический закон сложения скоростей?
Домашнее задание
§ 14. Упражнение 9-10. Задачи с задачника по Рымкевич. А.П