Цель урока:
· Обуч. В ходе урока познакомить учащихся с сущностью мейоза, как одного из способов деления клетки: его основными азами и процессами, а так же особенностями оплодотворения.
· Развив. Научить школьников правильно проводить сравнение митоза и мейоза, выявлять основные черты сходства и признаки различия между этими двумя типами деления клетки.
· Воспит. Продолжить формирование у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к изучению сложнейших процессов, происходящих в клетке при ее делении; убедить школьников в закономерности и логичности их протекания.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Основная часть.
Мейоз – разновидность митоза, в результате которого из особых соматических клеток половых желез, имеющих диплоидный набор хромосом (2n), образуются половые клетки (у животных и растений) или споры (у споровых растений) с гаплоидным (1n) набором хромосом. При оплодотворении ядра половых клеток сливаются, и восстанавливается диплоидный набор хромосом. Таким образом, мейоз обеспечивает сохранение постоянного для каждого вида набора хромосом и количества ДНК.
Мейоз представляет собой непрерывный процесс, состоящий из двух последовательных делений, называемых мейозом I и мейозом II. В каждом делении различают те же фазы, что и при митозе, однако их продолжительность и преобразование генетического материала имеют отличия. В результате мейоза I число хромосом уменьшается вдвое (редукционное деление); при мейозе II гаплоидность клеток сохраняется (эквационное деление).
В профазе мейоза I происходит постепенная спирализация хромосом, гомологичные хромосомы попарно сближаются, образуя одну общую структуру, состоящую из двух хромосом и четырех хроматид. Их называют бивалентами или тетрадами (bi – два, tetra – четыре). Тесное соприкосновение двух гомологичных хромосом называется конъюгацией. В процессе конъюгации между некоторыми хроматидами гомологичных хромосом может происходить обмен участками – кроссинговер, приводящий к перекомбинации генетического материала. К концу профазы растворяются ядерная оболочка и ядрышки, формируется ахроматиновое веретено деления. Проконъюгировавшие хромосомы разделяются в области центромер, оставаясь соединенными в области плеч, и образуют перекресты (хиазмы). Расхождение хроматид постепенно увеличивается, и перекресты смещаются к их концам. Содержание генетической информации в этот период – 2n2хр.
В метафазе мейоза I гомологичные хромосомы располагаются попарно в экваториальной плоскости клетки. В этот момент спирализация их достигает максимума. Содержание генетической информации не изменяется (2n2хр),
В анафазе мейоза I гомологичные хромосомы, состоящие из двух хроматид, расходятся к противоположным полюсам клетки. Следовательно, из каждой пары гомологичных хромосом в дочернюю клетку попадает только одна – число хромосом уменьшается вдвое, (происходит редукция). Содержание генетической информации становится 1n2хр у каждого полюса.
В телофазе происходит формирование ядер и разделение цитоплазмы – образуются две дочерние клетки. Каждая клетка содержит гаплоидный набор хромосом, состоящих из двух хроматид (1n2хр).
Интеркинез (интерфаза) между первым и вторым мейотическими делениями очень короткая. В ней не происходит репликации ДНК, и клетка быстро вступает в мейоз II, протекающий по типу митоза. Профаза мейоза II короткая. В ней происходят те же процессы, что и в профазе митоза. В метафазе хромосомы располагаются в экваториальной плоскости. Изменений генетической информации не происходит (1n2хр). В анафазе мейоза II хроматиды каждой хромосомы отходят к противоположным полюсам клетки и содержание генетической информации у каждого полюса становится 1n1xp. В телофазе образуются 4 гаплоидные клетки (1n1xp).
Таким образом, в результате мейоза из одной диплоидной материнской клетки образуются 4 клетки с гаплоидным набором хромосом. Кроме того, в профазе мейоза I происходит перекомбинация генетического материала (кроссинговер), а в анафазе – случайное отхождение гомологичных хромосом к одному или другому полюсу. Все это является причиной комбииативиой изменчивости, которая обеспечивает приспособляемость организмов к разнообразным условиям существования и широко используется человеком в селекции.
Физминутка.
Текущий контроль, закрепление материала 5-7 мин.
Итоговый контроль. Анализ урока. П. 49