Цель: дать понятие импульса тела: изучить закон сохранения импульса, показать его практическое применение. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Проверка домашнего задания
1. что называется весом тела?
2. в чём отличие веса от силы тяжести?
3. при каких условиях появляется невесомость, перегрузка?
III . Изучение нового материала
Второй закон Ньютона та = F Импульс – векторная величина.
Можно записать II закон Ньютона p = Ft
Понятие импульса было введено в физику французским ученым Рене Декартом (1596-1650).
Эксперимент 1
Две тележки, которые двигаются друг на друга. Пусть их скорости V 01 и Vo 2 , a массы т1 и т2. Пренебрегая внешними силами (силой трения, тяжести и т. д.) данную систему тел считать замкнутой.
По III закону Ньютона
Получаем закон сохранения импульса т1 V + m 2 V 2 = mtVl + m 2 V 2
Суммарный импульс замкнутой системы тел остается постоянным при любых взаимодействиях тел системы между собой.
Все реальные системы не являются замкнутыми. Закон сохранения импульса выполняется для любых систем – будь то космические тела, атомы или элементарные частицы.
Большое значение имеет закон сохранения импульса для исследования реактивного движения.
Эксперимент 2
Надуйте детский резиновый шарик и отпустите. Шарик стремительно взовьется вверх.
Эксперимент 3
Пробейте банку гвоздем, а напротив отверстия сделайте еще одно, дырки должны быть косые. Налейте воду. Банка придет в движение.
Это примеры реактивного движения.
Реактивное движение – движение, возникающее при отделении от тела с некоторой скоростью какой-либо его части.
Важным примером реактивного движения является движение ракеты.
Отделяющейся частью тела (ракеты) при таком движении является струя горячих газов, образующихся при сгорании топлива. Струя газов в одну сторону, а ракета в противоположную.
IV . Закрепление изученного
1. Что называют импульсом тела и минусом силы?
2. Запишите формулу импульса тела.
3. Какова единица измерения импульса тела в СИ?
4. Что такое замкнутая система?
5. Сформулируйте закон сохранения энергии.
6. Какое движение называют реактивным?
7. На каком законе основано реактивное движение?
8. От чего зависит скорость ракеты?
V . Решение задач
Лыжник начал спуск по плоскому склону, наклоненному к горизонту под углом а = 30°. Считая, что коэффициент трения скольжения ц = 0,1, а ускорение свободного падения g = 10 м/с2, вычислите скорость V , которую он приобретет через Т = 6 с. (Ответ: V = g ( sin а – cos а) Т = 25 м/с.)
2. При формировании железнодорожного состава три сцепленных между собой вагона, движутся со скоростью V ,. = 0,4 м/с, сталкиваются с неподвижным вагоном. Определите скорость , если массы одинаковы.
Домашнее задание.
§ 19-21. Упражнение 17. Задачи с задачника по Рымкевич А.П