Поурочные планы по информатике для 9 класса (34 часа по ГОСО 2013)

0
1566

Список тем:

  1. Техника безопасности и организации рабочего места.
  2. Понятия алгоритма. Свойства алгоритмов. Способы представления алгоритмов.
  3. Понятие исполнителя. Система команд исполнителя.
  4. Типы алгоритмов.
  5. Этапы решения задач.
  6. Этапы решения задач.
  7. Метод пошаговой детализации.
  8. Языки программирования. Программа и её структура.
  9. Типы переменных. Понятие переменной, выражения.
  10. Присваивание. Числовые функции.
  11. Ввод и вывод данных.
  12. Программирование линейных алгоритмов.
  13. Работа с файлами.
  14. Программирование разветвляющихся алгоритмов.
  15. Программирование разветвляющихся алгоритмов.
  16. Операторы условного перехода.
  1. Оператор безусловного перехода.
  2. Программирование циклических алгоритмов.
  3. Полугодовая контрольная работа (тест).
  4. Цикл с параметром.
  5. Цикл «ПОКА».
  6. Цикл «ДО».
  7. Массивы.
  8. Операции над символьными данными.
  9. Программирование графических объектов.
  10. Графические процедуры и функции.
  11. Проектная деятельность.
  12. Проектная деятельность.
  13. Проектная деятельность.
  14. Моделирование. Понятие модели. Типы моделей. Способы моделирования.
  15. Создание моделей.
  16. Самостоятельная работа.
  17. Проектирование. Создание проектов-моделей.
  18. Итоговое тестирование.

Примеры уроков:

Урок 8. Языки программирования. Программа и её структура.

Цели:

  1. Обучать основам программирования.
  2. Развивать логическое мышление.
  3. Воспитывать интерес к предмету.

Проверка домашнего задания.

Ход урока:

Языки программирования – это искусственные языки записи алгоритмов для исполнения их на ЭВМ.

Программирование (кодирование) – составление программы по заданному алгоритму.

Язык программирования определяется заданием алфавита и точным описанием правил построения предложений (синтаксисом).

Основу любого языка составляет алфавит, то есть конечный, фиксированный набор символов, используемых для составления текстов на данном языке (в нашем случае – программ).

Алфавит языка Паскаль составляют:

  1. буквы латинского алфавита;
  2. арабские цифры;
  3. специальные знаки.

Паскаль не чувствителен к регистру, поэтому записи “progRaM” и “PROGram” он будет считать одинаковыми.

Команды языка должны быть записаны только латинскими буквами. Даже если буквы похожи («А» русская и «А» латинская) коды у них разные.

Цифры можно использовать не только для записи чисел, их можно использовать и в других конструкциях языка.

Имена операторов, переменных, констант, типов величин, имя самой программы назначаются программистом и называются в Паскале идентификаторами (identifier). Существуют правила, которым должны отвечать все идентификаторы:

  1. Идентификатор должен быть уникальным, то есть одним и тем же именем разные объекты не могут быть названы.
  2. Идентификатор имеет ограничение по длине (в Паскале – 8 символов).
  3. Идентификатор может состоять только из символов латинского алфавита, цифр и знака подчеркивания (“_”).
  4. Идентификатор не может начинаться с цифры.

Правила записи алгоритмов

Структура программы

Правила языка Паскаль предусматривают единую для всех программ форму основной структуры:

[stextbox id=’alert’ bgcolor=’e9ed9a’ cbgcolor=’e9ed9a’ bgcolorto=’e9ed9a’ cbgcolorto=’e9ed9a’ image=’null’]Program <Имя программы>;
<Раздел описаний>
Begin
<Тело программы>
End.[/stextbox]

Здесь слова Program, Begin и End являются служебными. Правильное и уместное употребление этих слов является обязательным.

Угловые скобки в формате указывают на то, что вместо них при реальном программировании должно быть подставлено конкретное значение. Сама запись программы в принципе может производиться вообще в одну стоку. При этом ее части должны отделяться друг от друга хотя бы одним пробелом. Однако, такая запись неудобна для чтения, недостаточно наглядна, поэтому рекомендуется придерживаться приведенной структуры, а в теле программы по возможности записывать по одному оператору в строке.

Имя программы выбирается программистом самостоятельно в соответствии с правилами построения идентификаторов.

Все объекты, не являющиеся зарезервированными в Паскале, наличие которых обусловлено инициативой программиста, перед первым использованием в программе должны быть описаны. Это производится для того, чтобы компьютер перед выполнением программы зарезервировал память под соответствующие объекты и поставил в соответствие этим участкам памяти идентификаторы. Раздел описаний может состоять из пяти подразделов:

  1. Описание меток (Label).
  2. Описание типов (Type).
  3. Описание констант (Const).
  4. Описание переменных (Var).
  5. Описание процедур и функций (Procedure, Function).

При отсутствии необходимости в каком-либо виде объектов, соответствующий подраздел может быть опущен.

Вопросы и задания

  1. Что включает в себя алфавит языка Паскаль?
  2. Назовите назначение символов в языке Паскаль.
  3. Какова форма основной структуры программы на языке Паскаль?
  4. Какова структура программы на языке Паскаль?
  5. Какие служебные слова используются в основной структуре программы?
  6. Из каких подразделов может состоять раздел описаний?
  7. Назовите порядок следования подразделов в разделе описаний.

Домашнее задание: конспект.