Список тем:
|
|
Примеры уроков:
Урок 8. Языки программирования. Программа и её структура.
Цели:
- Обучать основам программирования.
- Развивать логическое мышление.
- Воспитывать интерес к предмету.
Проверка домашнего задания.
Ход урока:
Языки программирования – это искусственные языки записи алгоритмов для исполнения их на ЭВМ.
Программирование (кодирование) – составление программы по заданному алгоритму.
Язык программирования определяется заданием алфавита и точным описанием правил построения предложений (синтаксисом).
Основу любого языка составляет алфавит, то есть конечный, фиксированный набор символов, используемых для составления текстов на данном языке (в нашем случае – программ).
Алфавит языка Паскаль составляют:
- буквы латинского алфавита;
- арабские цифры;
- специальные знаки.
Паскаль не чувствителен к регистру, поэтому записи “progRaM” и “PROGram” он будет считать одинаковыми.
Команды языка должны быть записаны только латинскими буквами. Даже если буквы похожи («А» русская и «А» латинская) коды у них разные.
Цифры можно использовать не только для записи чисел, их можно использовать и в других конструкциях языка.
Имена операторов, переменных, констант, типов величин, имя самой программы назначаются программистом и называются в Паскале идентификаторами (identifier). Существуют правила, которым должны отвечать все идентификаторы:
- Идентификатор должен быть уникальным, то есть одним и тем же именем разные объекты не могут быть названы.
- Идентификатор имеет ограничение по длине (в Паскале – 8 символов).
- Идентификатор может состоять только из символов латинского алфавита, цифр и знака подчеркивания (“_”).
- Идентификатор не может начинаться с цифры.
Правила записи алгоритмов
Структура программы
Правила языка Паскаль предусматривают единую для всех программ форму основной структуры:
[stextbox id=’alert’ bgcolor=’e9ed9a’ cbgcolor=’e9ed9a’ bgcolorto=’e9ed9a’ cbgcolorto=’e9ed9a’ image=’null’]Program <Имя программы>;
<Раздел описаний>
Begin
<Тело программы>
End.[/stextbox]
Здесь слова Program, Begin и End являются служебными. Правильное и уместное употребление этих слов является обязательным.
Угловые скобки в формате указывают на то, что вместо них при реальном программировании должно быть подставлено конкретное значение. Сама запись программы в принципе может производиться вообще в одну стоку. При этом ее части должны отделяться друг от друга хотя бы одним пробелом. Однако, такая запись неудобна для чтения, недостаточно наглядна, поэтому рекомендуется придерживаться приведенной структуры, а в теле программы по возможности записывать по одному оператору в строке.
Имя программы выбирается программистом самостоятельно в соответствии с правилами построения идентификаторов.
Все объекты, не являющиеся зарезервированными в Паскале, наличие которых обусловлено инициативой программиста, перед первым использованием в программе должны быть описаны. Это производится для того, чтобы компьютер перед выполнением программы зарезервировал память под соответствующие объекты и поставил в соответствие этим участкам памяти идентификаторы. Раздел описаний может состоять из пяти подразделов:
- Описание меток (Label).
- Описание типов (Type).
- Описание констант (Const).
- Описание переменных (Var).
- Описание процедур и функций (Procedure, Function).
При отсутствии необходимости в каком-либо виде объектов, соответствующий подраздел может быть опущен.
Вопросы и задания
- Что включает в себя алфавит языка Паскаль?
- Назовите назначение символов в языке Паскаль.
- Какова форма основной структуры программы на языке Паскаль?
- Какова структура программы на языке Паскаль?
- Какие служебные слова используются в основной структуре программы?
- Из каких подразделов может состоять раздел описаний?
- Назовите порядок следования подразделов в разделе описаний.
Домашнее задание: конспект.