Методика преподавания предмета менялась с развитием технологий. Еще 30 лет назад компьютеры были недоступны большему числу людей и изучение проводилось безмашинным способом. Сейчас невозможно представить даже школьные уроки без работы с компьютером.
Методика преподавания информатики
Содержание обучения информатики – дать ученику компьютерную грамотность. Это рациональное и эффективное использование возможностей искусственного интеллекта для учебы и работы. В понятие входит 4 компонента:
- общение;
- программирование;
- устройство;
- применение.
Освоение и отработка навыков проходят с помощью методов или приемов обучения. Чаще всего в ИКТ используют:
- Показ.
- Постановка вопроса.
- Инструктаж.
- Выдача задания.
Все методы реализуются через дидактические приемы. Существуют переходные типы в дидактике. Наиболее эффективными считают активные методы изучения информатики:
- репродуктивные;
- проблемные;
- поисковые (исследовательские);
- частично-поисковые.
Ученик либо воспроизводит ранее увиденное, либо самостоятельно доходит до решения проблемы или задачи путем анализа. Инструктаж важен при получении навыков работы с мышкой и клавиатурой, репродуктивный – в процессе программирования, а исследовательский при решении многоходовых задач. Еще активные методы развивают воспитательный аспект – формируются навыки самостоятельной работы, социализированность, чувство ответственности и умение критически мыслить.
Обучение информатике в школе должно использовать и другие, традиционные приемы – демонстрация, упражнение, беседа, лекция, игра. Арсенал меняется в зависимости от темы занятия и способностей класса. Базовые приемы использую на первых уроках темы, вводя учащихся в курс. В форме игры проводят текущий или блочный контроль.
Технология преподавания информатики, она же методика или совокупность приемов, определяется учителем. Она отличается по возрасту и уровню знаний учеников, по сложности теоретического материала и практических заданий. Для преподавателя предмета важно объединить 4 компонента компьютерной компетенции и развивать их на каждом занятии.
Появилось 2 новых метода:
- Программированное обучение – пассивный прием. Ученик дозировано изучает информацию, проходит точки контроля – при успехе двигается дальше; при неудаче – получает помощь.
- Проектная работа. Учащиеся выбирают долгосрочное задание, в ходе выполнения которого получают необходимые знания и навыки. Защита проекта считается формой контроля.
Также большое значение имеет домашняя и внеклассная работа по ИКТ.
Методика изучения со стороны ученика
Процесс обучения информатике современному школьнику кажется скучным и бесполезным. Это связано с непродуманной программой, когда основы предмета не могут заинтересовать учащегося, а более сложные темы уже не под силу.
Средства обучения информатике прежде всего практические – работа с программами, самостоятельная или под руководством.
Среди приемов – групповой, фронтальный. Со стороны ученика самым интересным будет исследовательский или проблемный метод, организованный командной работой.
Беседа и лекция необходимы для усвоения теоретической базы, но нередко не заинтересовывают учеников. Их трансформируют в самостоятельную работу: подготовка докладов с презентациями, диспуты, круглые столы.
Системы обучения информатике сегодня не предусматривают полностью практический курс. Многие виды контроля организованы в письменном, а не электронном виде. Большая проблема технологии обучения информатике – недостаток программного или технического обеспечения кабинетов, в частности лицензионных софтов.
Статья составлена техническим отделом компании “полиграфия NAIRA“.