Урок № 9. Тема: «Велосипед. Водитель транспортного средства»

0
854
биология

Цели урока:

– знакомство учащихся с понятиями «водитель» и «велосипед»;

– формирование у учащихся основ безопасного поведения в дорожных условиях.

План изложения:

Понятие «велосипед».

Понятие «водитель».

Материалы к уроку:

Понятие «велосипед». Историческая справка

Изобретение 5-6 тыс. лет тому назад колеса решило многие транспортные проблемы, стоявшие перед человечеством. Но прошло время, и широко используемая на протяжении многих веков конная тяга перестала удовлетворять все нарастающие потребности в передвижении. Идея использовать другие силы при движении зарождалась в умах наиболее пытливых и смелых ученых, механиков, занятых изобретательством.

Около четырех веков тому назад жившему в Голландии математику Симону Стевену в голову пришла мысль использовать для движения экипажа на колесах силу ветра. Парусник на дороге? Почему бы и нет? Но ветер дует не всегда в попутном направлении…

А если человеку для своего передвижения на колесах использовать свою же силу? И вот в 1685 г. часовщик из Нюрнберга Стефан Фарфлер построил трехколесный экипаж, а для передачи на колесо усилия от руки, вращающей рукоятку, был использован принцип часового механизма.

Время от времени в разных странах кто-нибудь создавал подобные механические диковинки, удивляя своих сограждан. Случалось подобное и в земле Российской.

В 1752 г. крепостной Леонтий Шамшуренков сладил успешно действовавшую «самобеглую коляску». А спустя еще 40 лет выдающийся механик-самоучка Иван Петрович Кулибин, автор более 30 технических изобретений, создал свою знаменитую трехколесную «самокатку». Принцип работы, которой заключался в передаче мускульных усилий от ног с помощью педалей на колеса через систему рычагов. Самокатка имела маховик и устройство, с помощью которого можно было изменять скорость движения, – прообраз коробки передач.

Идея изобретения велосипеда созрела – она витала в воздухе…

Кто же изобрел велосипед? Полного согласия в этом вопросе до сих пор нет. Идея ездить, используя только мускульную силу самого человека, возникла давно. Гениальный итальянский художник и мыслитель Леонардо да Винчи, живший 4 века тому назад, сделал эскиз экипажа, очень похожего на современный велосипед. У него были два одинаковых по размеру колеса, руль, седло и педали. А реализация идеи была предопределена развитием науки и техники.

Почему велосипед получил такое название? По латыни «vеlох» значит «быстрый» и «pedis» – «ноги». Вот и получилось «велосипед», то есть «быстроногий».

Покупка велосипеда

Для многих велосипед является первым в жизни транспортным средством, и они продолжают с ним дружить на протяжении всей своей жизни. Но, покупая его, нужно делать правильный выбор, подумав – для каких целей и какой вам нужен велосипед. Если для тренировок, то конечно – спортивный. Для поездки в школу, техникум, на работу, дачу не нужно гнаться за скоростными качествами. Разница не очень велика. На велосипеде очень пригодится багажник, а фонарь, отражатели, зеркало и звонок существенно повысят безопасность и комфорт вашего движения на дороге.

Велосипед должен быть подобран по росту. Единственное исключение может быть сделано разве что для складных машин. Большой, «на вырост», не удобен – ноги с трудом достигают до педалей, а на слишком маленьком приходится высоко поднимать сиденье и руль, сутулиться при езде.

Купив велосипед и изучив заводскую инструкцию, нужно внимательно осмотреть и проверить работу его основных узлов, подтянуть болтовые соединения.

Где учиться ездить!

Велосипед куплен. Но прежде чем выехать на дорогу, необходимо научиться им управлять. Ведь на проезжей части некогда думать, как затормозить и остановиться или удержать равновесие, нужно решать другие задачи, оценивать ситуацию на дороге, подавать сигналы маневра, выполнять требования Правил.

Учиться ездить на велосипеде надо в тех местах, где нет движения автомобилей – во дворах, на велодорожках, но ни в коем случае не на тротуаре и пешеходных дорожках. Там движение на велосипедах вообще запрещено. Опасно учиться ездить на обочинах. Отсутствие ровного покрытия и проезжающие в непосредственной близости автомобили представляют опасность.

Первый навык, который должен быть получен в процессе обучения – умение держать равновесие. Мы легко обнаруживаем, что с увеличением скорости удерживать равновесие легче, велосипед как бы сам стремится держать вертикальное положение. И, наоборот, со снижением скорости он так и норовит повернуть в сторону. Вот почему для велосипедиста важно научиться ездить медленно.

Собираясь выезжать на дорогу с интенсивным движением, нужно помнить, что велосипед – маневренное, но очень неустойчивое транспортное средство, поэтому нужно научиться управлять им одной рукой – и правой, и левой. Это дает возможность во время движения подавать сигналы маневра, не боясь упасть.

Когда нет четырнадцати.

Как хочется выехать на дорогу, почувствовать себя настоящим водителем. Но… стоп! До 14 лет дети могут ездить только внутри дворов, на специальных площадках, по велодорожкам.

Почему именно четырнадцать рубеж водительской зрелости для езды на велосипеде?

Установлено, что дети, выезжая на дорогу и становясь полноправными водителями двухколесных транспортных средств, по уровню своего психофизиологического развития не всегда могут принять правильное решение в конкретной дорожной ситуации. Они еще не имеют твердых навыков управления велосипедом, не прошли полный курс школьной программы Правил дорожного движения. В этом возрасте человек только начинает обучаться езде на велосипеде и его выезд на дорогу, конечно, опасен.

Понятие «водитель».

Мы так часто видим человека за рулем, что перестали задумываться над тем, насколько ответственна и сложна его работа. Стать водителем автомобиля может любой человек, удовлетворяющий определенным медицинским требованиям, достигший 18 лет и окончивший автошколу или курсы. Но быть хорошим водителем может далеко не каждый. Для этого нужно обладать целым рядом качеств, которые и делают водителя надежным, что является самым важным в этой профессии.

Профессия водителя автомобиля настолько специфична, что даже внешне близкие профессии, такие, как летчик или машинист локомотива, существенно отличаются от профессии водителя автомобиля по количеству, сложности и разнообразию получаемой информации и принимаемых на ее основе решений. Информация, получаемая летчиком и машинистом, однообразна и достаточно определенна. Управление самолетом или локомотивом сводится к контролю за совпадением некоторых ориентиров и показаний приборов с заданными условиями движения. Летчик и машинист имеют возможность получать нужную информацию от диспетчера, они могут перейти на автоматическое управление.

Водитель при управлении автомобилем самостоятельно выбирает маршрут и скорость движения, определяет дистанцию и интервалы, следит за указаниями дорожных знаков, сигналов светофора и жестами регулировщиков, сочетает свои действия с действиями других водителей и пешеходов без прямого контакта с ними, т.е. только предугадывая, прогнозируя их действия. Ни советов, ни указаний водителю получать не от кого, все решения он принимает самостоятельно и нередко за считанные доли секунды!

Каким не должен быть водитель

Нельзя считать хорошим, надежным водителем человека, наделенного такими чертами, как агрессивность, неуравновешенность, недоброжелательность, невежливость. Не станет им и брюзга, плохой товарищ, способный на злой розыгрыш, не обдумывающий последствия своих слов и поступков. Недопустимы неуважение к законам и общепринятым нормам поведения, высокомерие, пренебрежительное отношение к мнению окружающих.

Любое из этих неприемлемых качеств, при определенных обстоятельствах, может привести к беде. Например, под воздействием агрессивности водитель совершает множество опасных действий: легко «заражается» повышенной скоростью обгоняющей машины, пытаясь обойти «обидчика» любой ценой. Он, когда надо уступить дорогу участнику движения, имеющему приоритет, вопреки здравому смыслу пытается проскочить. Попав на одну полосу с транспортным средством, которое, по его мнению, движется недостаточно быстро, он сердится и предпринимает маневры по обгону, иногда выезжая на встречную полосу движения. Видя приближающееся к перекрестку транспортное средство, которое может помешать ему, он не снижает, а наоборот, прибавляет скорость.

К числу отрицательных качеств водителя психологи относят и неспособность к планированию своей деятельности, отсутствие самоконтроля и плохие способности к выявлению связей между событиями, к прогнозированию. Также недопустимы беспечность, ветреность, безответственность.

Каким должен быть водитель

Насколько многообразны требования к водителю, показывает несложный опыт, предложенный психологами. Посмотрите на этот рисунок.

На нем можно увидеть либо вазу, либо два профиля. Если видишь вазу, то профили являются фоном. Когда видишь профили, то фоном делается ваза. Так и во время управления автомобилем: наряду с объектами, попадающими в фокус внимания, водитель замечает много мелких деталей окружающей обстановки. Эти детали (фон) подсказывают, в каком направлении следует сосредоточить внимание. Фон выполняет функцию страховки водителя. Под влиянием утомления острота фонового зрения снижается, в результате резко сокращается объем страхующей информации. Водителю нужен большой объем внимания. Он определяется количеством явлений, которые человек может заметить и воспринять одновременно и на которые он в состоянии правильно отреагировать.

Внимание, т.е. способность сосредоточиться на каком-либо предмете является основным показателем психического состояния водителя во время управления автомобилем. Водителю важно не только видеть, но и осознавать то, что он видит. Невнимательный водитель может заметить опасную ситуацию, но не в состоянии быстро ее осмыслить. Невнимательность – одна из важнейших причин несчастных случаев.

Загруженность психики при определенных видах работы различна. Например, при чтении напряжение внимания должно быть максимальным, загруженность психики равна 100%, при игре в настольный теннис она составляет 61%, во время вождения автомобиля на шоссе – 35,1%, в городе – 58,9%. Нельзя забывать и о физической нагрузке водителя. Кроме динамической, т.е. связанной с движением, нагрузки, труд водителя характеризуется еще статической (неподвижной) нагрузкой, обусловленной необходимостью сохранять определенное положение тела.

Конечно, это не самая тяжелая физическая работа, но и физическая нагрузка для водителя не является единственной. При управлении автомобилем большая нагрузка приходится на центральную нервную систему.

Нельзя не сказать и о других неблагоприятных факторах, изнуряющих организм и затрудняющих работу водителя. Это шум и вибрация, пары бензина и отработанные газы, проникающие в организм через органы дыхания и кожу. Это, наконец, вполне естественная усталость.

Портрет надежного водителя

Известный французский автомобилист Андре Бонн много времени посвятил изучению зависимости дорожных происшествий от личных качеств водителей. В своей книге «Мастерство управления автомобилем» он раскрывает основные черты портрета хорошего, надежного водителя:

«Это мужчина около сорока лет, женат; у него хорошее здоровье, хорошее зрение, он не переутомляется; он не злоупотребляет алкогольными напитками; у него нет серьезных забот ни семейного, ни служебного характера; он не агрессивен; он не пессимист и не чрезмерный оптимист; он хорошо знает Правила дорожного движения.

Он уже наездил не менее десятка тысяч километров. Он знает свой автомобиль и заботливо следит за его техническим состоянием».

Эта характеристика надежного водителя, основанная на статистических данных, совпадает с мнениями специалистов у нас в стране и за рубежом. Это не означает, что малейшее несовпадение с этим портретом говорит о полной ненадежности водителя. Но любой водитель, даже очень опытный, не должен переоценивать себя, он обязан учитывать свои недостатки и по возможности их устранять.

Вопросы для закрепления:

  1. Какова история создания велосипеда?

  2. Как возникло слово «велосипед»?

  3. На что надо обращать внимание при покупке велосипеда?

  4. Что запрещено велосипедисту?

  5. Какими профессиональными чертами должен обладать водитель?

  6. Опишите свои действия при первоначальном обучении своего друга вождению велосипеда.