Урок №3 Тема: «Светофор. Типы и виды. Светофорное регулирование.»

0
1079
информация

Цели и задачи урока: знакомство обучающихся с видами и типами светофоров; выработка навыков осознанного поведения на проезжей части и умения понимать сигналы светофора при дорожном движении.

Материалы к уроку:

Для регулировки движения на перекрестке стоит милиционер-регулировщик либо светофор.

Светофор подает световые сигналы, по которым открывается или закрывается движение транспорта в определенных направлениях.

Первый светофор появился на улице 5-я авеню в Нью-Йорке в середине 1920-х годов. Это был круг со стрелками, покрашенными в желтый, красный и зеленый цвета. Стрелка двигалась по кругу, водитель внимательно наблюдал за ней. Подошла к зеленому полю – водитель имел право ехать, указывает на красный – движение останавливалось.

В нашей стране первый светофор был установлен в 1924 году в г.Москве на перекрестке улиц Петровка и Кузнецкий мост. Был он в виде циферблата со стрелкой, которая двигалась с постоянной скоростью. Конструкция была несовершенной. В 30-е годы на улицах города появился современный трехцветный светофор.

Светофор – слово, состоящее из двух частей: «свет-о-фор» – от греческого «форос» – несущий. «Светофор» в переводе с греческого – свет несущий.

Светофор является средством регулирования дорожного движения, каждый сигнал которого (либо их сочетание) имеет строго определенное значение. Дорожные светофоры служат для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для запрещения движения.

Повинуясь сигналам светофора, пешеходы могут переходить улицы и перекрестки, не мешая движению, не рискуя попасть под машину. Сигналы светофора помогают водителю избежать аварий.

Светофоры бывают вертикальные и горизонтальные. У некоторых из них могут быть одна или две дополнительные секции (обычно они бывают сбоку) с сигналами в виде зеленой стрелки.

Зеленый сигнал разрешает движение транспортных средств и пешеходов.

Желтый сигнал предупреждает водителей и пешеходов о смене сигналов светофора. Желтый сигнал запрещает движение. Но те водители, в том числе и велосипедисты, которые при включении желтого сигнала уже находились на перекрестке или не успели остановиться перед ним, могут продолжать движение и проехать перекресток.

Пешеходы, которых желтый сигнал застал на проезжей части, не должны поспешно возвращаться назад. Они могут заканчивать переход или же остановиться на островке безопасности, а если его нет, то на середине проезжей части.

Если ты видишь, что в светофоре включен желтый мигающий сигнал, то знай: транспортным средствам и пешеходам двигаться в нужном направлении можно, однако такой сигнал предупреждает об опасности, и при нем необходимо ехать и идти с осторожностью, внимательно смотря по сторонам.

Красный сигнал означает: движение транспорта и пешеходов запрещено.

При запрещающем сигнале светофора водители должны остановиться у линии «Стоп» (или у таблички с такой же надписью), а если ее нет – то перед перекрестком так, чтобы не мешать пешеходам.

Встречаются и такие светофоры, на которых можно одновременно увидеть и желтый и красный сигналы. Такое сочетание предупреждает, что скоро будет включен зеленый сигнал, и надо подготовиться к движению, чтобы не задерживать остальных его участников.

По назначению светофоры подразделяются на две группы: пешеходные и транспортные. Пешеходные светофоры имеют два вертикально расположенных сигнала: вверху – красный, внизу – зеленый. Внутри круглого либо квадратного контура расположены силуэты соответственно стоящего или идущего пешехода, или тексты: на красном фоне – слово «стойте», на зеленом фоне – слово «идите».

При наличии пешеходного светофора пешеходам разрешается пересекать проезжую часть только при зеленом сигнале, при мигающем зеленом сигнале пешеходы, находящиеся на переходе, должны по возможности быстрее закончить переход, а пешеходы, находящиеся на тротуаре и намеревающиеся перейти дорогу должны воздержаться от перехода и ожидать, когда вновь будет включен зеленый сигнал.

На пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые, в светофорах в дополнение к световым могут применяться и звуковые сигналы. Эти сигналы включаются в период горения зеленого сигнала для пешеходов.

При переходе улицы следует помогать пожилым людям, инвалидам и маленьким детям.

Перед железнодорожными переездами, разводными мостами, причалами паромных переправ и в местах выезда на дорогу пожарных и других специальных автомобилей применяются светофоры, которые состоят из двух горизонтально расположенных и попеременно мигающих красных сигналов или из одного красного мигающего сигнала. Если скоро должен показаться поезд или выехать пожарные машины, такой светофор начинает мигать. Это значит, что нужно остановиться и подождать несколько минут. И только после того как светофор погаснет, можно двигаться дальше.

С 1955 года в Москве начала действовать новая организация дорожного движения – координация работы светофоров по методу «зеленой волны», В зависимости от скорости движения и расстояний между регулируемыми перекрестками на светофорах последовательно включаются зеленые сигналы, что позволяет транспорту следовать без остановок. Это уменьшает затраты времени, снижает уровень шума и выброс вредных газов. «Зеленая волна» в среднем экономит 4 л бензина на 100 км пути легкового автомобиля. Естественно, такое движение требует большой дисциплинированности от пешеходов: переходить улицу можно только при зеленом сигнале светофора! Большая скорость движения не допускает экстренного торможения: машины идут сплошным потоком, и это приведет к их столкновению.

Сигналы светофора

В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цветов.

В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и Х-образные.

Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.

Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;

ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);

ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;

КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение. Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы

Вместо красных и желтых стрелок в том же значении могут использоваться круглые красные и желтые сигналы с нанесенными на них черными контурными стрелками соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).

Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 х 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.

Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по которым направление движения может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.

Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.

При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.

Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т». Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний – прямо, правый – направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.

Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).

При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:

– на перекрестке – перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам; перед железнодорожным переездом – в соответствии с пунктом 15.4 Правил;

– в других местах – перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.

Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.

В случае если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.

На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения о запрещении движения через переезд.

Вопросы для закрепления:

1. Когда и где появился первый светофор?

2. Когда появился первый светофор у нас в стране?

3. Что такое такт и цикл работы светофора?

4. Какие значения имеют красный, желтый, зеленый и бело-лунный сигналы светофора, в том числе, если они мигают?

5. Как вы думаете, почему для светофора выбрали именно красный, желтый и зеленый цвета?

6. Что должен делать пешеход при желтом сигнале светофора

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь