Цели: сформировать понятие шкалы, деления шкалы, научить определять на шкале единичный отрезок, измерять при помощи приборов.
Оборудование: демонстрационная линейка, термометр, весы, часы; плакат.
Ход урока
I. Устные упражнения.
1. Исключите лишнее слово:
а) сумма, разность, множитель, частное.
б) девять, двенадцать, восемь, пятнадцать.
2. № 122 (1–3 строка), № 125, 126 (а), 131.
II. Изучение нового материала.
1. На линейке продемонстрировать и рассказать о штрихах, делениях, шкале.
2. Рассмотреть шкалу на своих линейках.
3. Прочитать соответствующий абзац в учебнике.
4. Вспомнить, какие ещё бывают шкалы (рассказать об устройстве термометра, о шкале на весах, циферблате на часах).
Дети могут сами сказать, что шкала есть на спидометрах, показателях количества бензина, транспортире.
5. Вспомните единицы измерения массы.
Можно сказать учащимся о миллиграммах.
III. Физкультминутка.
IV. Закрепление.
1. Какова цена одного деления на рисунке? (Плакат.)
2. № 108 (а, б), 109, 110, 102 – устно; № 109 (выполнить на доске «в клеточку»).
3. № 113–115 учащиеся выполняют самостоятельно по образцу:
3 т 100 кг = 3100 кг, а затем обмениваются с соседом тетрадями и сверяют ответы с доской. (Ответы записаны на доске заранее.) Можно поставить оценку. (Нет ошибок – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3», если ошибок больше двух, то «2»).
4. Решить задачи № 130, 132 (можно полуписьменно).
V. Итог урока.
1. С какими новыми математическими терминами мы познакомились? (Штрихи, деления, шкалы.)
2. Лена утверждает, что MN = 70 мм, АВ = 50 мм, а Толя думает, что MN = 7 см, АВ = 5 см. Кто из них прав, если каждому делению соответствует 5 мм?
VI. Домашнее задание: п. 4 (с. 25), № 137, 139, 140, 144 (б).