Цель урока: 1) Сформировать знания о делении Океании на различные группы островов, о природе и истории исследования, о населении и странах региона; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать умение рассуждать и делать посильные выводы.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Диск ВВС-1 сторона А 5 серия «Островная дуга» эп.3-4
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Особенности Тихого океана (площадь 178,6 млн. км²; протяженность с запада на восток 19 тыс. км, с севера на юг 16 тыс. км; объем воды 710 млн. км³ (53% от Мирового океана); Марианский желоб 11022 м; средняя глубина 4 тыс. км; средняя температура воды +19,4°С; 10 тыс. островов)
2. Географическое положение (основная часть в западном полушарии, омывает все материки, кроме Африки, сильно изрезаны берега Евразии (найти и обозначить на контурной карте заливы и моря Тихого океана))
3. Исследование (открыл и описал Магеллан; в XIX в. научно-исследовательские суда российский «Витязь» и английский «Челленджер» собрали много сведений о природе океана, Россией было организовано в XIX в 40 научно-исследовательских экспедиций, планомерное изучение началось во второй половине XX в.; в 1947 году Норвежец Тур Хейердал совершил первое путешествие из Перу к берегам Полинезии на плоту «Кон-Тики», чтобы доказать, что острова заселили коренные американцы; в 1943 году Жак Ив Кусто и Э. Ганьян изобрели акваланг, появилась возможность 1,5-2 часа находиться под водой; научно-исследовательское судно «Калипсо» Кусто; в 1957 году «Витязь» открыл Марианскую впадину)
4. Природа (самый древний океан, расположен на Тихоокеанской литосферной плите; граница столкновения плит – островные дуги, желоба, окраинные моря – Тихоокеанское огненное кольцо; материковая отмель лишь у Азии и Австралии; средняя глубина котловин 6000-
5. Растительный и животный мир (много древних и гигантских видов – морской еж, саблехвост, морской котик, морской бобр, морской слон; 95% видов обитает у берегов Евразии (смешивается холодная и теплая вода); ловятся минтай, камбала, крабы; коралловые рифы на отмелях Зондских островов и побережье Австралии (моллюски, иглокожие, ракообразные); в экваториальных водах летучие рыбы, кашалот, акулы, тридакна (гигантский двустворчатый моллюск до
6. Использование Тихого океана (на побережье – более 50 стран, где проживает половина населения Земли; ведется промысел креветок, моллюсков, водорослей, морской капусты; добывается нефть, каменный уголь, морская соль; важные морские пути)
7. Экология Тихого океана (загрязнение нефтью, радиацией, отходами промышленности; рыба стала ядовитой от ртути; исчезли морские коровы; запрещена охота на китов и морских котиков)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. К морским млекопитающим относятся (дельфины, киты)
2. Палеозойская эра включает … периода (6)
3. Количество землетрясений в сейсмических поясах (95%)
4. Нет постоянных поселений человека (в тропических пустынях)
5. Разнообразие растительного и животного мира увеличивается (от полюсов к экватору)
6. В Северную Америку холодные воздушные массы приходят с (Гудзонов залива)
7. К числу молодых платформ относится (Туранская)
8. Части света Европа и Азия были так названы (греками)
9.Африка занимает первое место среди материков по запасам (алмазов)
10.Примером объединения стран в 1 государство может служить (Германия)
11.Причина тёплого климата в тропических и экваториальных областях земного шара (Больший угол падения солнечных лучей)
12. Самое большое озеро в мире (Каспийское море)
13. Самая длинная речная система Евразии (Янцзы)
14. На сколько типов по абсолютной высоте различаются равнины? (3)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.
V.Объяснение новой темы.
- Океания (7 тыс. островов площадью 1,3 млн. км²; Меланезия – «черные острова», Микронезия – «малые острова», Полинезия – «много островов» и Новая Зеландия; исследовали Ф. Магеллан, Дж. Кук, Н. Н. Миклухо-Маклай)
- Природа Океании (вулканические острова – Гавайи, на них действующий вулкан Муна-Лоа
4170 м ; к геосинклинальным острова относятся также Новая Зеландия – вулкан Руапеху на Северном острове высотой2796 м ; Марианский желоб; материковые острова – Новая Гвинея, Новая Каледония; коралловые острова) - Климат (высокая температура, влажные ветры, тайфуны; на Гавайских островах
12000 мм в год) - Органический мир (нет хищников и ядовитых змей, коралловые острова называют оазисами, их два типа – атоллы и коралловые рифы; кокосовые пальмы; панданус, гигантская тара, хлебное дерево, древовидный папоротник, крабы, морские птицы, на Новой Гвинеи – казаурина, эвкалипт, акация, кенгуру, кускус, сумчатый барсук, ехидна, казуар, какаду, райские птицы, ящерицы и черепахи; на Новой Зеландии – эндемики – новозеландская сосна высотой
3 м , красная, желтая, белая сосны, новозеландский лен, 250 птиц-эндемиков, нет млекопитающих и пресмыкающихся) - Население и страны (папуасы строят каноэ и катамараны; на Новой Зеландии – маори составляют 10 % населения; выращивают кокосовую пальму, батат, ананасы, бананы, сахарный тростник, рис, добывают каменный уголь, золото, медь; в Новой Зеландии 3,5 млн. человек, столица Веллингтон, 16% занимают заповедники и национальные парки)
VI.Усвоение новой темы.
Работа с картой и вопросами в учебнике.
VII.Домашнее задание. § 58
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Органический мир Океании имеет свои особенности из-за отдаленности ее от крупных континентов.