Урок № 45: Природные зоны

0
653
литература

Цель урока: 1) Сформировать знания о характере природных зон Южной Америки; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать бережное отношение к природе.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. карта природных зон. 3. Таблица «На реке Амазонке». 4. Таблица «Патагония». 5. Таблица «Бразильское плоскогорье»

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

1. Реки (Амазонка – в нижнем течении 220 000 м³ воды в секунду, ширина русла в среднем течении 80 км, 500 притоков; поророка – мощные валы воды на Амазонке, образованные при встречи текущей к устью воды с приливной водой, текущей вверх по течению)

2. Реки Парана и Ориноко (изменение уровня воды по сезонам)

3. Озера (Титикака, Поопо, Маракайбо)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1. У людей экваториальной расы (тёмный цвет кожи, чёрные курчавые волосы, толстые губы, широкий нос)

2. По площади бассейна первое место в СНГ занимает (Обь)

3. Песчаник метаморфизировался в (кварцит)

4. При движении с запада на восток, понижается температура воды и солёность в (Северном Ледовитом океане)

5. Автор записей «Хождение за три моря» (Никитин)

6. Количество высотных поясов зависит от (высоты гор и географического положения)

7. Коэффициент увлажнения – это отношение годового количества (осадков к испаряемости)

8. Компоненты географической оболочки связаны в единое целое за счёт (круговорота вещества и энергии)

9. Основной источник влаги в атмосфере (океаны)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Чем определяется положение природных зон? Объясните, почему в Южной Америке влажные экваториальные леса занимают самую значительную площадь в мире.

V.Объяснение новой темы.

  1. Влажные экваториальные леса (гилеи или сельва, красно-желтые ферраллитные почвы, 2 тыс. видов деревьев: бальса, красное, хинное, дынное деревья, гевея, сейба; животные: ленивцы, тапиры, опоссумы, муравьеды, капибара, ягуар, пума, колибри, анаконда; строительство Трансамазонской автомагистрали)

  2. Переменно-влажные леса (араукария, парагвайский чай; восточное побережье Бразилии)

  3. Саванны и редколесья (Оринокская – льянос, Бразильская – кампос; ферралитно-красные и красно-бурые почвы; галерейные леса)

  4. Субтропическая степная зона (пампа, черноземные почвы)

  5. Зона полупустынь (Патагония, сероземы и бурые почвы). Зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников. Пустыни (гаруа – прохладные «слепые» туманы в Атакаме; гуано – птичий помет)

  6. Высотный пояс (пуна – межгорные долины)

VI.Усвоение новой темы.

Работа с картой и учебником

VII.Домашнее задание. §41-42

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Животный мир Южной Америки отличается от известных вам материков северного полушария. Это связано с особенностями развития его природы. На природу Северной Америки похожа лишь северная часть южного материка, соединенная с ним Панамским перешейком. На территории Южной Америки, в соответствии с ее географическим положением и климатическими условиями широко распространены леса.