Урок № 44: Реки и озера Южной Америки

0
783

Цель урока: 1) Определить особенности рек Южной Америки; 2) Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; 3) Воспитывать интерес к предмету.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта Южной Америки. 2. Картина «На реке Амазонке»

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

  1. Климатообразующие факторы

  2. Экваториальный климатический пояс (температура+25°С, осадков 1500 – 3000 мм). Субэкваториальный пояс (+28°С, зимой +20°С, осадки от 2000 до 1000 мм)

  3. Тропический климатический пояс (средняя температура +28°С, самая высокая на Гран-Чако +47°С, осадки – 2000 мм; в пустыне Атакама летом +20°С, а зимой +13°С)

  4. Субтропический климатический пояс (на востоке влажный, летом +25°, а зимой +15°; субтропический континентальный во внутренних районах; на западном побережье субтропический средиземноморский)

  5. Умеренный климатический пояс (на востоке континентальный, самая низкая температура – 33°С; на западе – умеренно морской). Высокогорный климат.

III.Всесторонняя проверка знаний.

1. Осадочные горные породы органического происхождения (мел, известняк, торф, каменный уголь)

2. Падение температуры воздуха зимой происходит из-за прихода воздушных масс (арктических континентальных)

3. Карта природных зон содержит данные о (границах природных зон и животном мире)

4. Эндемиком горного Тянь-Шаня считается (тянь-шаньская ель)

5. Казахи относятся к расе (монголоидной)

6. Арктические пустыни расположены на (Канадском арктическом архипелаге и Гренландии)

7. Климат – это (многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности)

8. Искажений больше на (мировой карте)

9. Географические координаты – это (точки пересечения широты и долготы)

10. Самая большая по площади природная зона (пустыня)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Материк Южная Америка считается самым увлажненным в мире. Что послужило причиной этому?

V.Объяснение новой темы.

1. Реки (Амазонка – в нижнем течении 220 000 м³ воды в секунду, ширина русла в среднем течении 80 км, 500 притоков; поророка – мощные валы воды на Амазонке, образованные при встречи текущей к устью воды с приливной водой, текущей вверх по течению)

2. Реки Парана и Ориноко (изменение уровня воды по сезонам)

3. Озера (Титикака, Поопо, Маракайбо)

VI.Усвоение новой темы.

1. Анхель – самый высокий водопад в мире. Его географические координаты (5°с.ш. и 68°з.д.)

2.Самое большое высокогорное озеро в мире (Титикака)

3. Причина возникновения течения Западных Ветров (постоянные ветры и единство Мирового океана)

4. Высота водопада Анхель (1054м)

5. Речной бассейн (площадь суши, с которой вся вода стекает в 1 реку)

VII.Домашнее задание. § 40, на контурных картах обозначить реки, озера и водопады Южной Америки, выписать в тетрадь названия левых и правых притоков Амазонки.

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Реки Южной Америки относятся к двум бассейнам – Тихого и Атлантического океанов, водораздел проходит по Андам. Тихоокеанский бассейн, которому принадлежат короткие реки крутых западных склонов Анд, имеет в 8 раз меньшую площадь, чем Атлантический бассейн. Наиболее густую речную сеть имеют реки в областях избыточного увлажнения, они полноводны летом и сильно мелеют зимой, а Амазонка полноводна круглый год. Озер в Южной Америке очень мало.