Урок № 2. Тема: «Правила дорожного движения – законы улиц и дорог»

0
1000
вирусы

Цели урока: знакомство учащихся с историей возникновения Правил дорожного движения, их основными положениями.

Материалы к уроку:

Историческая справка

Тамбов – небольшой, но очень красивый город средней полосы России, богатый своей историей и современностью. Скоро нашему городу исполняется 370 лет. Для истории это срок небольшой, а для жизни людей – значительный. За свою историю Тамбову пришлось пережить и нападения врагов, и удары стихии, и революционные события. Нашествие монголо-татарских завоевателей, революционные перевороты и потрясения.

Основатели города, казаки, посадские люди, начали строить его как город-крепость на берегу полноводной реки Студенец. Город жил под постоянной угрозой нападения. Поэтому большое значение уделялось созданию оборонительных сооружений. Датой основания города считается 17 апреля 1636 года.

Современная экономика области – индустриально-аграрная.

Крупнейшие промышленные центры: Тамбов, Моршанск, Рассказово, Мичуринск и др.

На территории области находится две крупные ТЭЦ общей мощностью 336 мегаватт, проходят 1053 км линий электропередач, 864 км железных дорог и более 5000 автомобильных, 687 км нефтепроводов, пять магистральных газопроводов. 11% территории области занимают леса, имеется 906 рек, прудов и водохранилищ.

Из истории появления ПДД

Нетрудно представить, что было бы, если бы каждый водитель и пешеход двигался как ему вздумается. Никто не подчинялся бы никаким правилам. Происходили бы сплошные столкновения, создавались пробки транспортных средств. И, что ещё хуже, были бы неизбежны наезды на пешеходов. От этого хаоса нас спасают единые для всех Правила дорожного движения.

Создавались они постепенно, по мере того, как на улицах и дорогах становилось всё больше экипажей и пешеходов, появлялись новые транспортные средства.

Некоторые правила сохранились до сих пор, некоторые, оказавшись ненужными, исчезли. Таким был кажущийся теперь смешным закон о «человеке с красным флагом». Когда в Англии появились паровые дилижансы, был принят закон, по которому они должны были двигаться со скоростью не более 6-7 км/ч на загородных дорогах и вдвое медленнее – в населённых пунктах. Перед дилижансом в светлое время суток должен был идти человек с флагом или с красным фонарём – в тёмное, чтобы предупреждать прохожих и проезжих о приближающейся опасности. Человек этот должен был также помогать возницам, успокаивать испуганных лошадей.

В России, когда автомобилей ещё и в помине не было, потребовалось вмешательство властей, чтобы обеспечить порядок в дорожном движении. Лихие возницы хлестали кнутами замешкавшихся прохожих, поэтому был издан указ, запрещавший «подхлёстывать» пешеходов.

Первый указ Петра I, связанный с безопасностью движения, появился в 1720 году: на улицах новой столицы предписывалось ездить на лошадях «со всяким опасением и осторожностью».

Но единых Правил дорожного движения, действовавших по всей России, ещё долгое время не было. Порядок наводили с помощью отдельных распоряжений и указов, один из которых, например, гласил, чтобы ездили «смирно и на лошадях не скакали, ни на кого не наезжали и лошадьми не топтали».

К числу первых Правил дорожного движения принято относить документ 1784 года, подписанный санкт-петербургским градоначальником. Назывался он «Извозничий билет» и служил водительским удостоверением. В «билете» были напечатаны Правила из 26 пунктов, которые должен был соблюдать извозчик. Среди них были и такие, которые сейчас бы мы назвали правилами об ограничении скорости, правилами обгона и стоянки.

Привычное для нас правило во время движения придерживаться правой стороны начало действовать в начале XIX века. Тогда же было введено ограничение скорости движения, определены места стоянок для экипажей и номерные знаки для них. Но пешеходное движение всё ещё оставалось неорганизованным.

В конце XIX века появился новый вид транспортного средства – автомобиль, породив новые заботы о безопасности движения. Особое внимание уделялось скорости автомобиля. Во Франции, например, она не должна была превышать… скорости пешехода. В самом начале XX века по улицам Санкт-Петербурга можно было передвигаться со скоростью не более 12 вёрст в час (верста приблизительно равна 1 километру), а при поворотах следовало снижать скорость.

Постепенно преимущества автомобиля стали очевидны, и скорость его движения было разрешено увеличить сначала до 20 вёрст в час, потом до 25 и выше.

Со временем появились и правила, которые уже учитывали опыт движения автомобилей, или, как тогда говорили, самодвижущихся экипажей.

Первым российским Правилам дорожного движения недавно исполнилось 100 лет.

10 июня 1920 г. Совет народных комиссаров принял Декрет “Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (Правила)”, содержание которого легло в основу правил уличного движения во многих городах России. Контроль, за их соблюдением, осуществляли как милиционеры патрульно-постовой службы, так и сотрудники транспортных инспекций, образованных в структурах местных Советов рабочих, крестьянских и красногвардейских депутатов.

С переходом государства в 1921 г. к установлению рыночных, товарно-денежных отношений в различных сферах экономики роль милиции в организации уличного движения возросла. Так, его регулирование в крупных городах стало одной из основных обязанностей постовых милиционеров. Неслучайно сначала в Москве, а затем приказом Милиции Республики от 29.11.22 г. № 546 вводится жезл регулировщика длиной 11 вершков (почти 50 см) красного цвета с желтой ручкой. Он помещался в кожаном чехле и носился постовым на ремне спереди, с левой стороны. Через несколько лет сигналы участникам дорожного движения стали подаваться также с помощью переносных устройств семафорного типа.

В связи с упразднением НКВД, в начале 1931 г., на местах были образованы управления милиции и уголовного розыска, действовавшие на правах отделов исполкомов соответствующих Советов. Тогда же в составе этих управлений практически одновременно в Москве и Ленинграде создаются отделения регулирования городского движения. Они стали предшественниками отделов (отделений, групп) регулирования уличного движения (ОРУД).

Следуя циркуляру Главного управления Рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) при СНК РСФСР от 10 сентября 1931 г., решения об образовании ОРУДов были приняты в конце 1931 г. сначала исполкомами Моссовета и Ленсовета, а затем и в других крупных городах страны – Владивостоке, Горьком, Новосибирске, Свердловске, Челябинске и т.д. Им в подчинение придавались строевые подразделения милиционеров – регулировщиков (отряды, дивизионы, взводы).

Благодаря усилиям ОРУДов, получили внедрение первые светофоры, дорожные знаки и разметка, указатели для пешеходов, налажен централизованный учет ДТП, выпуск плакатов, листовок, брошюр и кинофильмов по проблемам безопасности уличного движения. Так, в декабре 1930 г. в столице заработал первый электрический трехцветный светофор. В начале 1934 г. их количество на улицах и площадях составляло: в Ленинграде – 31, в Москве – 80 объектов. Сигналы светофоров переключались вручную стоящим рядом регулировщиком, месторасположением которого вскоре стало небольшое деревянное или металлическое строение (будка).

В стране по-прежнему не существовало единых правил дорожного движения. На каждой административной территории устанавливался свой порядок. Некоторое сближение норм было достигнуто с утверждением НКВД СССР в 1940 г. типовых правил движения по улицам и дорогам. Эти правила, разработанные ГАИ во главе с Соколовым Н.В., который руководил службой на протяжении последующих 16 лет, использовались для подготовки документов аналогичного содержания в регионах.

Знание ПДД – обязанность каждого водителя.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПДД

1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

«Участник дорожного движения» – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

«Дорога» – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Дорожно-транспортное происшествие» – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.

1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Вопросы для закрепления:

1. Что вызвало необходимость введения ПДД?

2. Отличаются ли правила движения в Москве от правил движения, действующих в других городах и населенных пунктах нашей страны?

3. Кого называют участником дорожного движения?

4. Зачем нужны ПДД сегодня?