Урок № 2
Задачи. Ознакомить с построением в одну шеренгу и в колонну по одному (и равнением в шеренге и в колонне). Ознакомить с техникой бега по дистанции (положение рук, туловища, постановка стопы).
Подготовительная часть.
В раздевалке. Ввести детей в колонне по одному. Указать каждому постоянное место для переодевания. Установить единый порядок складывания одежды. Объяснить, что переодеваться надо быстро. Перейти на площадку или в спортивный зал.
Основная часть.
На площадке. Построение в одну шеренгу по росту. По команде «Равняйсь!» дети у заранее обозначенной линии равняются по носкам. По команде «Смирно!» принимают основную стойку — пятки вместе, носки врозь, руки внизу прижаты к бедрам, пальцы в кулаки, плечи развернуты. По команде «Вольно!» одна нога расслабляется и слегка сгибается в колене, руки вниз, свободно, ученик принимает более свободное положение.
Напомнить, что такое положение называется шеренгой. Предложить ученикам поднять правую руку и опустить, повернуться на право. Это построение называется колонной по одному. Тот, кто стоит первым, называется направляющим. Равняться при таком построении надо в затылок.
Повернуть детей налево (в шеренгу). Познакомить с сигналами рукой для построения в шеренгу и в колонну. Если учитель поднимает левую руку в сторону, направляющий становится рядом с ним, а все остальные — в шеренгу по росту. Если же рука учителя поднимается вверх, направляющий должен стать сзади него, а все остальные — по росту в затылок, т. е. в колонну по одному.
Игры «Салки» и «По местам».
Игра «Салки» (обыкновенные). Выбранный водящий выходит на середину площадки и громко говорит: «Я салка». После этого он начинает догонять убегающих от него детей. Тот, кого водящий коснулся рукой, становится новой салкой. Он должен остановиться, поднять руку и сказать: «Я салка». Новой салке не разрешается сразу же касаться рукой прежнего водящего.
По команде «По местам!» игра в салки прекращается, все дети должны как можно быстрее занять свои места в шеренге. Выигрывают те, кто встанет на свое место быстрее, не толкая других. После команды «По местам!» дается сигнал рукой, соответствующий командам «В одну шеренгу…» или «В колонну по одному становись!».
Перестроение из одной шеренги в круг. Все стоящие в шеренге берутся за руки.
Учитель, взяв за руку правофлангового, ведет детей за собой по кругу и соединяет руки правофлангового и левофлангового.
Общеразвивающие упражнения (далее ОРУ). По рассказу и показу учителя имитируются движения на месте и с продвижением вперед по кругу: «В летнем лагере отдыха у детей день начинается с утренней зарядки (руки вверх, в стороны, вниз). После завтрака они, а вместе с ними и мы пошли в лес за грибами (ходьба с наклонами вперед-влево, вперед-вправо). Увидели орехи, остановились, но орехи растут высоко (потянулись). Идем дальше, на пути глубокий ручей, через который переброшено бревно (ходьба руки в стороны, ступни ставить на одну линию). Вышли на лужайку, но это болото, перейти через него можно только по кочкам (прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед). Опять ручей, но неглубокий, разулись и пошли по воде (ходьба с высоким подниманием колен). Идем к реке, день жаркий, будем купаться (остановились). Так плавают кролем (круги руками в боковой плоскости). А так плавают брасом (руки вперед, согнуть в локтях, выпрямить вперед). Вышли из воды. В уши попала вода (прыжки на левой ноге, прыжки на правой ноге)».
Ходьба. Ходьба с заданием (на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе).
Ознакомить с техникой бега по дистанции. Рассказать, показать. Бежать, не наклоняя туловища и головы, ногу ставить с носка, руки, согнутые в локтевых суставах, движутся вперед-назад. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра (в колонне по одному). Движения рук, как при беге (стоя на месте). Бег по линии с постановкой стоп строго на линию и параллельно ей.
Игра «Конники — спортсмены». Все играющие — лошадки. На расстоянии метра от стены вдоль длинной ее стороны обозначены домики лошадок — стойла. Их должно быть на два-три меньше числа играющих.
Перед началом игры все участники стоят по кругу правым боком. По команде «Шаг коня!» лошадки идут, высоко поднимая колени, доставая ими ладони рук. Команда: «Поворот!» — и лошадки, повернувшись кругом, идут в обратную сторону по импровизированному манежу для выездки. По команде «Рысью!» лошадки бегут, «Шаг коня!» — снова идут. По сигналу учителя: «В стойла!» все бегут, стараясь занять обозначенное место. Кто останется без своего домика, проигрывает.
Игру повторить 3-4 раза (без выездки). Побеждают те, кто выполнил все задания и ни разу не остался без домика.
Заключительная часть.
ОРУ. 1. И. п. — основная стойка, руки на поясе. Отведите правую ногу слегка в сторону (не опираясь о пол), закройте глаза и постойте на левой, считая до 5— 10 раз. Так же постойте на правой, а затем еще по 2 раза на левой и на правой. Прежде чем закрыть глаза, займите устойчивое положение.
Подведение итогов урока. Возвращение в раздевалку. Продолжить обучение организованному передвижению, быстрому и аккуратному переодеванию.