Цели и задачи урока: формирование у обучающихся чувства личной ответственности за свою безопасность при движении в группе и колонне.
Материалы к уроку:
Учащиеся часто посещают всем классом театры, музеи, выставки, устраивают коллективные походы. Как следует вести себя, если придется идти по улице или дороге группой или колонной?
Прежде всего надо построиться в ряд по два человека. Группу учащихся обязательно должны сопровождать не мене двух взрослых людей – учителя, пионервожатый, родители. Сопровождающие находятся спереди и сзади колонны в руках у них должны быть красные флажки. Идти следует по тротуару шагом, придерживаясь правой стороны. Так вы не будете мешать встречным и дадите возможность тем, кто спешит, беспрепятственно обогнать вас, не выходя при этом на проезжую часть дороги. Нельзя выходить из строя и забегать на левую сторону тротуара.
Что делать за городом, если группе придется идти по дороге, где нет тротуара и пешеходной дорожки?
За городом всегда следует ходить по левой обочине дороги. При движении по левой стороне обочины дороги можно вовремя увидеть приближающееся транспортное средство и принять меры предосторожности, отступая в сторону от проезжей части, позволяя транспорту беспрепятственно проехать мимо. Но надо помнить, что по обочине группам детей разрешается ходить только днем, когда светло. Но если вас сумерки застали колонну в пути, то сопровождать ее надо с зажженными красно-белыми фонарями.
В том случае, если вдоль шоссе проложена пешеходная дорожка, нужно пользоваться этой дорожкой при ходьбе, придерживаясь правой стороны.
Во время движения по улице необходимо внимательно следить за указаниями сопровождающих взрослых. Без их разрешения из строя выходить нельзя.
Если необходимо двигаться колонной – более чем по два человека в ряд, то надо идти по проезжей части дороги. Но по ней может идти только колонна взрослых, детская же колонна идет по тротуару. Колонне разрешается идти по правой стороне проезжей части, не более чем по четыре человека в ряд. Впереди и в конце колонны идут сопровождающие с красными флажками. В темное время и в тумане впереди должен идти сопровождающий с белым, а в конце колонны с красным фонарем.
А как группа должна переходить проезжую часть? Надо соблюдать все известные вам правила перехода улицы: регулируемый перекресток переходить по пешеходному переходу, на зеленый сигнал светофора или разрешающий жест регулировщика. Регулировщик задержит движение транспорта, пока вы не перейдете проезжую часть.
Начиная переход, посмотрите налево, дойдя до середины – направо. Идите спокойно, не отвлекайтесь. На пешеходном переходе, как и на тротуаре, придерживайтесь правой стороны, чтобы не мешать другим.
Особенно внимательным надо быть при переходе через нерегулируемый перекресток. Переходят его по пешеходному переходу, а если перехода нет, то по линии продолжения тротуаров. Нельзя задерживаться на проезжей части, необходимо строго выполнять все указания сопровождающих.
При переходе через дорогу или перекресток сопровождающие должны поднять руку а флажком, встать посередине дороги и убедившись, что водители обратили внимание на «стоп»-сигнал остановились, можно вести колонну через проезжую часть.
На загородной дороге перейти проезжую часть можно на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Ожидать трамвай, троллейбус, автобус надо на тротуаре или на специально отведенной посадочной площадке. При посадке в общественный транспорт соблюдайте организованность, не спешите, не толкайтесь. Заходить в общественный транспорт нужно через среднюю и заднюю дверь, а выходить через все двери.
Выходить из трамвая, автобуса, троллейбуса можно только при его полной остановке. Как только выйдете из трамвая, посмотрите направо и переходите на тротуар. Не останавливайтесь на посадочной площадке, иначе будете мешать тем, кто хочет сесть в трамвай.
Как распознать и предвидеть опасность
Несчастные случаи на дороге происходят чаще всего при ее переходе. Большинство пешеходов знают правила перехода проезжей части. Но их нельзя выполнять слепо, бездумно.
Существует минимум навыков безопасного поведения на дороге, без которых невозможно распознать дорожную опасность. Вот этот минимум.
1. Навык переключения внимания на дорогу.
Подходя к краю тротуара, замедли движение и остановись у него. Это необходимо для переключения внимания при переходе в опасную зону (проезжую часть). Осмотри дорогу в обоих направлениях.
2. Навык спокойного, разумного и уверенного поведения на дороге.
Направляясь в школу или по другим делам, выходи из дому (из школы и т.п.) заблаговременно, чтобы иметь запас времени.
3. Навык переключения на самоконтроль.
Умение следить за своим поведением вырабатывается ежедневной самотренировкой и самопроверкой. Вдумчиво относись к советам и замечаниям взрослых по поводу твоего поведения на улице (на дороге). Учись анализировать свое поведение – находить ошибки, отмечать правильные поступки.
4. Навык предвидения опасности.
Учись предвидеть скрытую опасность, находясь на тротуаре! Пронаблюдай, находясь у пешеходного перехода или остановки общественного транспорта, следующие ситуации:
– стоящий автобус (троллейбус), грузовик или легковой автомобиль и внезапно выезжающий из-за него транспорт;
– кусты, деревья, забор, кучи земли или снега, строительные материалы возле дороги или другие препятствия и выезжающий из-за них транспорт;
движущееся транспортное средство и выезжающий из-за него во встречном направлении или обгоняющий его другой транспорт.
5. Навык наблюдения.
Осматривать дорогу надо и перед переходом, и во время самого перехода, как бы ты ни был убежден в отсутствии на ней транспорта. Особенно внимательно это надо делать, когда на противоположной стороне находится твой дом, ожидают друзья или родственники. Все это отвлекает внимание, что как раз и опасно. Нельзя переходить дорогу вслед за другими пешеходами – детьми или взрослыми, рассчитывая, что они-то уж видят, что транспорта нет. Необходимо лично убедиться в отсутствии опасности.
Постоянно наблюдая за приближающимися транспортными средствами, можно научиться рассчитывать их скорость. Если нет уверенности, что успеешь, переходить нельзя!
Старайся наблюдать, как транспортные средства изменяют направление движения: в каких случаях это бывает, всегда ли перед маневром включается указатель поворота.
Помни: избавиться от укоренившихся привычек очень и очень трудно. Поэтому старайся и в повседневной жизни вести себя осмотрительно, будь внимательным к взрослым и сверстникам, присматривайся к окружающей обстановке. Навыки вежливого и внимательного поведения пригодятся тебе и в сложных дорожных ситуациях.
Из правил дорожного движения.
В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Вопросы для закрепления:
1. Какие правила необходимо соблюдать при движении в группе?
2. С какой стороны тротуара нужно идти при движении в группе?
3.Где можно переходить проезжую часть группе учащихся?
4. Как должна быть обозначена колонна пешеходов в светлое и темное время суток?
5. Каковы правила движения колонны школьников на загородной дороге?