Цели: тренировать способность к обозначению рациональных чисел точками на координатной прямой и находить координаты точки по ее изображению на координатной прямой; развивать математическое мышление учащихся; формировать представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устная контрольная работа
1. Верна ли пропорция:
2. Решить пропорцию: 3,5 : х = 0,8 : 3,4.
3. Решить пропорцию:
4. Составь пропорцию: 9 · 4 = 3 · 12.
5. Какую длину на плане имеет расстояние в 200 м, если масштаб 1 : 1000?
6. Какую часть числа составляет 12,5%?
7.
8. Найти от 7.
9.
10. Что больше: 5% от 80 или 80% от 5?
III. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы продолжим изучать положительные и отрицательные числа.
IV. Изучение нового материала
— Прочитайте текст в учебнике на сгр. 150 под рубрикой «Говори правильно».
— Прочитайте правильно выражения:
а = -15; х = -0,5; у = 23; х = -6,5; а = 45;
-23 левее -4; -4 левее 3; -2 правее -9; 7 правее -3.
V. Закрепление изученного материала
1. Дайте определение координаты точки.
С помощью модели координатной прямой покажите, где расположены точки О (0), А (1), В (—3), С (5,8), Д (—12,75).
2. Практическая работа.
а) № 898 стр. 150 (самостоятельно, взаимопроверка).
Можно использовать помощь учителя или консультантов.
— Какая прямая называется координатной?
— Что называют координатой точки на прямой?
б) № 905 стр. 151 (взаимопроверка).
— Положите свой термометр горизонтально.
— Что на термометре является началом отсчета?
— Отрицательные температуры расположены на термометре слева или справа от начала отсчета?
— Покажите своему товарищу на термометре — 11°С и т. д.
в) № 895 стр. 149 (на доске и в тетрадях).
— Запишите координаты каждой точки.
(Ответы: )
— Какой вывод можно сделать: какими числами являются координаты точек на горизонтальной прямой, расположенных: а) слева от начала координат; б) справа от начала координат?
3. № 893 стр. 149 (устно).
(Ответ: а) за 3 ч отряд пройдет 3 · 3 = 9 км, отряд может находиться или в пункте С, или в пункте D; б) за 2 ч отряд пройдет 4 · 2 = 8 км, отряд может находиться или в пункте А, или в пункте В.)
Чтобы на каждый вопрос был только один ответ, нужно добавить условие, в каком направлении двигается отряд.
4. № 918 стр. 153.
(Ответ: одна птица находится слева от узла на расстоянии 3 дм, две другие птицы находятся справа от узла на расстоянии 2 дм и 5 дм.)
VI. Физкультминутка
VII. Работа над задачей
1. № 911 стр. 152 (после разбора самостоятельно на доске и в тетрадях).
— Прочитайте задачу.
— Кто из ученых родился раньше? (Плутарх.)
— Я утверждаю, что данный ответ неверный. Почему?
— О чем мы забыли, решая эту задачу? Или на что вы не обратили внимания, когда читали задачу?
— Ведь даты жизни и смерти даны до н. э.
— Так кто же родился раньше других ученых? (Пифагор.)
— Как узнать, сколько лет прожил каждый ученый? (Из даты рождения вычесть дату смерти.)
— Запишите самостоятельно решение этой задачи.
Решение:
1) 384 – 322 = 64 (г.) – прожил Аристотель.
2) 570 – 500 = 70 (лет) — прожил Пифагор.
3) 127 – 46 = 81 (г.) – прожил Плутарх.
(Ответы: Аристотель — 64 года, Пифагор — 70 лет, Плутарх — 81 год.)
2. № 916 стр. 152—153 (после подробного разбора на обратной стороне доски и в тетрадях).
— Прочитайте задачу.
— Приведите примеры из окружающей обстановки, дающие представление о цилиндре. (Показать модели цилиндра.)
— Что называют основанием цилиндра? (Круг.)
— Сколько оснований имеет цилиндр? (2.)
— Как найти площадь круга? (S = πr2.)
— Какая геометрическая фигура является разверткой поверхности цилиндра? (Прямоугольник.)
— Как найти площадь прямоугольника? (S = ab.)
— Сколько измерений нужно знать, чтобы найти площадь прямоугольника? (Два.)
— Назовите их. (Высота — 5 см, а второе – это длина окружности основания цилиндра)
— Как найти длину окружности ? (S = 2πr.)
Решение:
1) 2 · 3,14 · 22 = 25,12 (см2) — площадь двух оснований цилиндра.
2) 2 · 3,14 · 2 = 12, 56 (см) — длина окружности основания.
3) 12,56 · 5 = 62,8 (см2) — площадь боковой поверхности цилиндра.
4) 25,12 + 62,8 = 87,92 (см2)
(Ответ: 87,92 см2.)
VIII. Повторение изученного материала
1. № 907 стр. 151 (самостоятельно, устная проверка).
2. Необходимо правильно и быстро решить примеры устно. Промежуточные ответы тоже записываем.
Взаимопроверка.
2. № 909 (в, г) стр. 152 (у доски и в тетрадях).
Решение: перечислить все числа, которые располагаются между данными числами, и сосчитать их.
в) 7 чисел; г) ни одного числа.
IX. Подведение итогов урока
— Какую координату имеет начало координат?
— Какими числами являются координаты точек на вертикальной прямой, расположенных: а) выше начала координат;
б) ниже начала координат?
Домашнее задание
Учебник, стр. 150 (прочитать текст под рубрикой «Говори правильно».
№ 890 (а) стр. 144; № 917 (3) стр. 153; № 921 стр. 154.