Цели урока: развить понятия ткань; межклеточное вещество; дать общее представление о тканях, раскрыть принцип их строения, показать связь строения и функции; продолжить формирование умений работать с микроскопом и фиксировать результаты наблюдений.
Оборудование: таблицы с изображением тканей, микроскопы, микропрепараты однослойного, мерцательного эпителия, поперечно-полосатой, гладкой мышечной и нервной тканей
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Карточка № / (ответ у доски)
Сравните число хромосом в клетках человека до и после деления. Почему, несмотря наделение клетки, число хромосом в ней не изменяется, остается постоянным (46)?
Представьте, что одна изолированная клетка кожи человека поделилась три раза (в искусственных условиях изолированная клетка может размножаться). Определите:
Сколько станет всего новых (дочерних) клеток вместо одной после трехкратного деления?
Б. По сколько хромосом будет содержаться в каждой дочерней клетке?
Сколько всего хромосом (сумма) будет содержаться во всех дочерних клетках?
Г. Как и из чего образуется столько много новых хромосом при делении клет- ки?
Карточка № 2 (ответ у доски)
Каковы основные этапы процесса клеточного деления?
Каков основной биологический смысл деления клеток?
Пока ученики готовятся к ответу по карточкам № 1 и № 2, все остальные учащиеся получают следующие задания (задания предварительно записываются на доске или проецируются на экран с помощь. ТСО или раздаются в виде карточек)
Задание № 1. Закончите следующие фразы, вписав недостающие слова.
Среда, в которой находится организм, называется , среда, в которой находятся клетки и ткани, является .
Жидкость, омывающая мышцы, составляет .
Содержимое пищеварительного канала относится к . Из______________________________________
____ клетки получают питательные вещества и кислород, необходимые для
_______ . Питательные вещества используются для построения
__ и восполнения . Энергетические нужды клетки удовлетворяются за счет
органических веществ.
(Ключевые слова могут быть предложены в виде дифференцированной помощи отдельным учащимся. Недостающие слова: внешняя среда, биологическое окисление, обмен веществ, внутренняя среда, энергия, клеточные структуры.)
Задание М 2. Конкретизируйте схему, субстрат фермент продукты реакции» на примере опыта по разложению ферментом каталазой пероксида водорода. Допишите утверждение.
Субстратом в этой реакции является_____________ , ферментом —
продуктами реакции -_ .
Ответьте, почему с вареным картофелем (мясом) эта реакция не идет.
Актуализация опорных знаний
Что означает следующая запись
Клетка – ткань – орган?
Что такое ткань?
Прочитайте в тексте § 8 (Уч. К.) (§ 3, Уч. Б.; § 4, Уч.Д.) определение понятия «ткань», сравните его со своим. Найдите в нем две части: определяемое слово и группу слов, которая раскрывает его содержание. Во второй части определения найдите слова, характеризующие наиболее общий признак данного понятия, и признаки, уточняющие общий.
Почему в определении нельзя ограничиться словами: ткань – это группа клеток и межклеточное вещество?
Какие вопросы, расширяющие знания, вы хотели бы задать? (Например: Что такое межклеточное вещество? Откуда оно берется? Одинаковы ли понятия «межклеточное вещество» и «межклеточная жидкость»? Что значит, клетки имеют общее происхождение?)
Изучение новой темы
После краткой беседы учащиеся записывают в тетради тему урока и определение понятия «ткань». К теме урока ставятся познавательные вопросы: какие ткани составляют организм человека? Каковы их строение, свойства и функции?
& Ткань – группа клеток и находящееся между ними межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением.
й> Дифференциация (от лат. differentia – разность, различие) многоклеточного организма на ткани обусловлена приспособлением живой материи к условиям существования. В процессе эволюции с усложнением потребностей организма появились специализированные клетки, способные выполнить те или иные функции. Соответственно менялась и ультраструктура таких клеток. Процесс формирования тканей длителен, он начинается еще во внутриутробном периоде развития и продолжается в течение всей жизни человека. Из трех зародышевых листков – мезодермы, эктодермы, энтодермы (вспомните трехслойных животных из курса зоологии) – в дальнейшем происходит развитие основных тканей организма человека (эпителиальной, нервной, мышечной, соединительной).
Понятия «межклеточное вещество» и «межклеточная (тканевая) жидкость»- разные понятия.
й Тканевая жидкость пополняется из вышедшей из кровеносного сосуда жидкой части крови, состав которой при этом изменяется, межклеточное же вещество выделяется клетками. (Важно при характеристике ткани описывать не только строение клеток, но и структуру межклеточного вещества.) В дальнейшем мы убедимся в том, что свойства ткани во многом зависят от свойств межклеточного вещества.
Познакомиться со свойствами и функциями некоторых тканей можно при выполнении следующей работы.
Лабораторная работа. Местонахождение тканей в организме. Сравнение их свойств и функций.
Сравните неповрежденную кожу и шрамы на коже. Объясните, почему шрамы не загорают и отличаются на ощупь от здоровой кожи.
Отличие заключается в том, что они состоят из разных тканей. В здоровой коже в клетках эпителиальной ткани содержится кожный пигмент – меланж, от него в значительной степени зависит цвет кожи. Под влиянием солнечных лучей происходит усиленное образование пигмента и в результате чего появляется загар.
Соединительная ткань здоровой кожи находится под эпителием-эпидермисом и обусловливает ее упругость и эластичностью. В случае поражения основных тканей какого-либо органа заменить утраченные элементы способна соединительная ткань. Из нее как раз и состоят образующиеся после ранения шрамы. Выполнять функции той ткани, которую соединительная ткань заменила, она не может.
Сопоставьте путем пальцами ткани ушной раковины и ключиц. Определите свойства и функции этих тканей.
Ушная раковина состоит из хряща (желтого эластического хряща). Он эластичный и гибкий, способен быстро восстанавливать прежнюю форму в случае ее изменениям, т. е. способна сопротивляться любым деформациям. Ключица находится непосредственно под кожей и легко прощупывается на всем своем протяжении. Она плотная, твердая. Несет опорную функцию.
Пальпация двуглавой мышцы и выяснение ее функции. Сравнение с гладкой мышечной тканью.
Двуглавая мышца плеча состоит из поперечнополосатой мышечной ткани, которая управляется нашим сознанием. При желании мы можем согнуть руку в локтевом суставе. Причина: сокращение мышцы под влиянием нервных импульсов. Для всех мышечных тканей характерно основное свойство – сократимость, т. е. способность на раздражение отвечать укорочением. Но нельзя побледнеть или покраснеть по желанию, потому что расширение и сужение кровеносных сосудов происходит независимо от нашего сознания, благодаря сокращению или расслабленно гладкой мускулатуры, находящейся в их стенках. Возможно вызвать соответствующие рефлексы. При штриховом раздражении тыльной поверхности кисти кожа вначале бледнее — сосуды сужаются, а затем краснее – сосуды расширяются.
Лабораторная работа. Микростроение тканей. (Лабораторная работа по строению микропрепаратов различных видов тканей или самостоятельная работа по учебнику, поскольку в учебнике даны рисунки и описание препаратов, входящих в школьный комплект частной гистологии.)
Параллельно учащиеся работают с таблицей «Группы тканей человеческого организма» (ксерокопии таблицы на столе у каждого ученика, в дальнейшем она прикрепляется в тетради и используется по мере необходимости)
Закрепление изученного материала
Учащиеся формулируют вопросы по таблице и задают их учителю или по цепочке друг другу.
Домашнее задание
Уч. К.: § 8.
Уч. Б.: § 3, термины, ответить на вопросы 1-6, 8, 9 после таблицы, вопрос 7.
Уч. Д.: §4.