Ц е л и: обобщить и систематизировать знания о склонении имен прилагательных мужского и среднего рода; отработать навык определения падежа прилагательных.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают слова под диктовку в тетрадях:
В Сибири, на Кавказе, на машине, на лошади, на ладони, на пальце, к сирени, к осине, на скатерти, на салфетке.
– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.
II. Актуализация опорных знаний.
1. С л о в а р н а я р а б о т а.
Н а д о с к е записаны словосочетания:
Февральского мороза, новому самолету, богатый урожай, зимним лагерем, о крепком союзе.
Учитель дает задание учащимся написать словосочетания, определить падеж имен прилагательных, выделить окончания, подчеркнуть словарные слова.
2. Р а з в и т и е р е ч и.
Н а д о с к е записано предложение:
На молодежном фестивале я увидела море улыбок.
Учитель прелагает учащимся найти образное выражение, сказать, что оно обозначает; найти в предложении прилагательное и определить его падеж.
III. Формирование новых знаний.
1. Н а б л ю д е н и е над окончаниями прилагательных с мягкой основой на ч, к, х.
Учащиеся выполняют упражнение 28 на с. 163 устно и делают вывод.
В ы в о д: в Р., Д., П. падежах окончания прилагательных такие же, как у прилагательных с твердой основой.
2. Первичное з а к р е п л е н и е.
Упражнение 29 на с. 164 учащиеся выполняют по заданию учебника, на доске.
3. Н а б л ю д е н и е над падежными окончаниями прилагательных с твердой основой на ж, ш.
Учащиеся выполняют упражнение 30 устно и делают вывод.
В ы в о д: окончания прилагательных с твердой основой на ж, ш такие же, как у прилагательных с мягкой основой.
4. Первичное з а к р е п л е н и е.
Упражнение 32 учащиеся выполняют самостоятельно, по заданию учебника.
IV. Тест.
З а д а н и е: найдите сочетания слов, в которых существительное и прилагательное не согласованы в роде и числе:
1. Белый медведь.
2. Новая шампунь.
3. Высокие горы.
4. Зимняя пальто.
5. Снежные зима.
6. Зубной врач.
7. Яркая радуга.
8. Красивая картина.
9. Строгая учитель.
10. Черный плащи.
К л ю ч: 2, 4, 5, 9, 10.
V. Итог урока.
– Что нового узнали? Приведите примеры.
Домашнее задание: упражнение 33, с. 165.