Цели: продолжать знакомить учащихся с произведениями Н. Н. Носова; учить детей оценивать совершённые поступки; проникать в глубину содержания произведения; развивать мышление, речь учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся по очереди выходят к доске с рисунками, выполненными ими к рассказу Н. Н. Носова «Федина задача». Учитель просит остальных учеников найти в тексте рассказа и прочитать эпизод, к которому сделан рисунок. Если не все отрывки, которые понравились детям, прочитаны в ходе рассматривания рисунков, то учитель спрашивает учащихся о том, остались ли ещё не прочитанными отрывки из рассказа, которые особенно понравились детям, и просит учеников прочитать их.
Ученики оценивают работу друг друга.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Рассказ Николая Носова, который мы сегодня прочитаем, называется «Телефон».
– Какое настроение он у вас вызвал?
– Почему у мальчиков не получилось интересного разговора?
– А как об этом думает один из главных героев, Мишка?
– Согласны ли вы с ним?
– Перечитаем рассказ ещё раз по ролям.
Учащиеся читают рассказ Н. Н. Носова по ролям.
Оценивание работы друг друга.
– А умеете ли вы сами, ребята, разговаривать по телефону? Знаете ли правила общения по телефону?
IV. Итог урока.
– Чему научил вас сегодняшний урок?
– О чём заставил задуматься?
– Что бы вам хотелось выполнить на уроке ещё?
– Какова ваша роль на уроке?
Домашнее задание: перечитать рассказ Н. Н. Носова «Тук-тук-тук» (произведение учащиеся могут найти в сборнике рассказов Н. Н. Носова или в литературном задачнике «Читаем сами, обсуждаем вместе» авторов М. В. Головановой, В. Г. Горецкого, Л. Ф. Климановой, который является дополнением к учебнику «Родная речь), подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка, по желанию выполнить рисунки к рассказу. Подготовиться к обобщающему уроку по теме.