Урок 66. Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты

0
1310
информация

Цели: углубить представление о глобальных проблемах человечества, показать возможность оптимистического развития человечества при соблюдении определенных условий.

Тип урока: урок-семинар в виде ролевой игры.

Ход урока

I. Подготовительный этап

Учащиеся заранее знакомятся с различными взглядами и точками зрения на глобальные проблемы человечества. При подготовке желательно привлечь разнообразные дополнительные материалы. Можно подготовить наглядность: карты, схемы, графики, статистический материал, рисунки, фотографии и т. д.

II. Проведение игры

Учащиеся класса разбиваются на 2 группы. Задача одной группы – отстаивать точку зрения сторонников пессимистического прогноза развития человечества, задача другой – доказывать точку зрения сторонников оптимистического развития. Остальные учащиеся являются журналистами. Они следят за ходом дискуссии и задают вопросы участникам. Журналисты могут придерживаться любой из точек зрения (в том числе и отличной от позиций участников дискуссии).

Перед началом дискуссии все зрители-журналисты голосуют за одну из точек зрения. Для этого они получают по два шарика — черный и белый (вместо шариков можно взять крупные бусины или пуговицы). В процессе голосования они бросают шарики в непрозрачную емкость. Шарики остаются там до момента подведения итогов игры. Черный шарик означает, что человек поддерживает пессимистическую точку зрения, а белый — что оптимистическую. Голосовать могут и участники дискуссии. В этом случае они выражают свое личное отношение к вопросу, а не «ролевое».

В начале слово дается представителям каждой из групп. Они в течение 2-3 минут озвучивают свою игровую позицию по данному вопросу.

На втором этапе участники команд могут задавать вопросы друг другу. За ходом дискуссии и соблюдением регламента следит учитель.

На третьем этапе вопросы представителям обеих команд задают журналисты.

В конце дискуссии слово опять дается представителям команд. Они подводят итог сказанному. В процессе дискуссии участники могут прибегать к любым заранее подготовленным данным (картам, схемам, графикам, статистическим материалам и т. д.).

После дискуссии все участники игры опять получают по два шарика разного цвета и снова голосуют. Далее учитель или помощник подсчитывает количество черных и белых шариков в начале и в конце игры. По результатам сразу будет видно, как изменилось общественное мнение.

Возможные вопросы для дискуссий:

1. Томас Мальтус — сторонник пессимистических прогнозов или оптимистических? Свой ответ аргументируйте.

2. Какой смысл развитым странам помогать развивающимся в решении их проблем?

3. Сохранятся ли глобальные проблемы человечества в XXI веке?

4. Как вы понимаете принцип: «Мысли глобально, действуй локально»?

5. Почему все проекты связанные с изменением ландшафтов должны происходить под девизом: «Не навреди!»?

6. Возможно ли претворение в жизнь стратегии устойчивого развития в современном мире?

7. Можете ли вы принять участие в проекте устойчивого развития?

8. Как вы относитесь к словам: «Скоро последний человек использует последние капли нефти для того, чтобы сварить последнюю щепотку травы и поджарить последнюю крысу».

III. Подведение итогов

IV. Домашнее задание

Создайте свой проект устойчивого развития своей семьи, школы и т. д.