Урок 60. Зрительное восприятие. Гигиена зрения

0
845
информация

Цели урока: повторить морфологическое строение глаза, показать, как возникают изображения предметов на сетчатке, выяснить функции хрусталика, стекловидного тела, палочек и колбочек сетчатки; на основе понятий строения и функций глаза основные правила гигиены зрения, обратив особое внимание на профилактику рас­пространенных заболеваний глаза.

Оборудование: таблица «Зрительный анализатор», разборная модель глаза, плакат «Дальнозоркость и близорукость». Для опыта: рамки размером 15-20 см с хорошо натянутой обычной марлей, набор предметов разного цвета (например, ручек).

Ход урока

Организационный момент

Изучение нового материала происходит путем чередования повторения, коротких сообщений учителя и учащихся, поисковой беседы по вопросам.

Изучение новой темы

<б> Орган зрения – важнейший канал информации, поступающий в центральную нервную систему. Свет – адекватный раздражитель глаза, не только носитель зри­тельной информации, но и фактор нормального развития глаза, формирования его фуикций. В глазу имеется собственно рецепторный аппарат, приспособленный к восприятию света, – это сетчатка и оптическая система, которая пропускает и пре­ломляет световые лучи и обеспечивает четкое изображение предметов на сетчатке. Определение формы предметов, их величины, расстояния предметов от глаза, их миижения или неподвижности, направления движения, цвета предметов – все это гннзано с деятельностью зрительного анализатора.

Задание I. «Разбейте на группы».

!) Проводниковый отдел анализатора 3) Центральный отдел анализатора

Периферический отдел анализатора

а) зрительная зона коры больших полушарий головного мозга

б) фоторецепторы

и) обонятельный нерв

г) слуховая зона коры больших полушарий головного мозга

д) зрительный нерв

с) обонятельные рецепторы Ответ: 1 — в, д; 2 — б, е; 3 — а, г.

Биология, 8(9) кл.


Оболочки глаза

Оптическая система глаза

Вспомогательная система глаза

а)склера

б) хрусталик

в) веки

Ответ: 1 – а, г; 2 – б, е; 3 – в, д Задание II. «Два из шести»

В оптическую систему глаза не входят:

Сетчатка Б. Роговица

Водянистая влага




Ответ: 1 – а, б, в, д; 2 – б, е; 3 – б, д

Задание III.

Какие рефлекторные реакции оберегают глаз?

Какие особенности строения радужной оболочки позволяют осуществлять зрачковый рефлекс?

В чем соответствие строения белочной оболочки ее функции?

Каковы самые важные особенности роговицы, хрусталика, стекловидного тела?

Какие особенности строения глаза позволяют свету проходить к сетчатке?

Какие свойства хрусталика важны для его функций?

Опыт № I. Аккомодация глаза.

Под аккомодацией глаза понимают способность глаза к ясному видению разно­удаленных предметов. В основе аккомодации лежит способность глаза изменять пре­ломляющую силу оптической системы за счет изменения кривизны хрусталика (оп­тическая сила системы глаза в целом равна 59 дптр (диоптриям) при рассматривании далеких предметов и 70,5 дптр при рассматривании близких предметов). Для ясного видения предмета лучи каждой его точки должны быть сфокусированы на сетчатке.

Оборудование: рамки размером 15×20 см с хорошо натянутой на ней обычной марлей.

Ход работы: работа проводится в парах. Один ученик из пары помещает перед глазами на расстоянии примерно 290 см рамку с натянутой марлей, за которой на расстоянии 50 см другой ученик помещает страницу учебника. Первый ученик по команде фиксирует взгляд то на нитках марли (и в этот момент ему необходимо рассмотреть текст), то на тексте (в этот момент ему необходимо рассмотреть нитки марли). Опыт повторяется несколько раз. В результате опыта учащиеся убеждаются в том, что нельзя ясно видеть буквы и рисунок марли одновременно.

Физиологические механизмы аккомодации. При рассматривании предметов, нахо­дящихся на далеком расстоянии, ресничная мышца расслаблена, а связи, прикреп­ленные преимущественно к передней и задней поверхности, капсулы хрусталика, в это время натянуты, что вызывает сдавливание хрусталика спереди назад и его растягивание. Поэтому при смотрении вдаль кривизна хрусталика и, следовательно, преломляющая сила его становятся наименьшими.

При приближении предмета к глазу происходит сокращение ресничной мышцы. Связка расслабляется. Это прекращает сдавливание и растягивание хрусталика. Вследствие эластичности хрусталика становится более выпуклым и его преломля­ющая сила увеличивается.

Сокращение ресничной мышцы вызывается рефлекторно благодаря притоку зри­тельных импульсов в средний мозг и возбуждению парасимпатических волокон, входящих в состав глазодвигательного нерва.

Какими гигиеническими правилами можно связать эти данные?

Почему вредно читать лежа и в движущемся транспорте?

Книгу держат в руках, опора отсутствует, поэтому текст все время меняет поло­жение. Он то приближается к глазам, то удаляется от них, вызывая перенапряжение ресничной мышцы, изменяющей кривизну хрусталика. Кроме того, часть страницы то попадает в тень, то оказывается освещенной слишком сильно, от этого перена­прягаются гладкие мышцы радужной оболочки. Но более всего страдает нервная система, ведь регуляция ширины зрачка и кривизны хрусталика осуществляется средним мозгом.

Это может стать причиной потери хрусталиком эластичности и способности из­менять свою форму. Соответственно будет меняться и преломляющая сила хруста­лика. Ее уже недостаточно будет для ясного видения близких предметов.

Вывод’, соблюдение гигиены зрения – важнейший фактор сохранения функций глаза и необходимое условие поддержания нормального состояния центральной нервной системы. Нарушение требований гигиены ведет к близорукости, которая существенно ограничивает возможности человека в учебе, труде.

Какова роль сетчатки?

Восприятие света, преобразование его в нервные импульсы. Сетчатка – внут­ренняя оболочка глаза – светочувствительный аппарат глаза.

Опыт № 2. Строение сетчатки

Цели: доказать, что в центре сетчатки колбочек много, а на периферии – мало.

Оборудование: набор предметов разного цвета.

Ход работы, работа проводится в парах.

Один из учеников садится на стул и смотрит прямо перед собой (двигать головой или скашивать глаза на предмет, который ему будут показывать, не разрешается).

Другой ученик поочередно демонстрирует набор предметов, окрашенных в раз­ные цвета. Предмет показывают в движении и короткое время. Сначала с таким рас­четом, чтобы он проецировался на боковую поверхность сетчатки.

Каждая демонстрация должна сопровождаться вопросом:

Какой предмет был показан?

Какого цвета был предмет?