Урок 9 ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «СКАЗКИ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А. С. ПУШКИНА (карандаш)

0
509

Цели: ознакомить с понятием «иллюстрация», творчеством художников-иллюстраторов; обучить умению простейшими средствами передавать основные события сказки; развивать умение сопереживать героям литературного произведения, наблюдательность и внимание, логическое мышление; пробуждать интерес и любовь детей к творчеству художников детской книги, к оформительской графике.

Оборудование:

Изобразительный ряд: иллюстрации И. Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина; иллюстрация «Сказочные звери» Т. А. Мавриной; образец педагогического рисунка «Сказка о царе Салтане» (карандаш).

Литературный ряд: отрывок из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкина.

Музыкальный ряд: музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Белка», «Богатыри», «Царевна-лебедь»).

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня продолжим разговор о сказке, начатый на предыдущем уроке, и выполним иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкина.

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Пушкинские сказки… Невозможно перечислить всех художников, которые работали и продолжают работать над этой неисчерпаемой темой.

 А какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? (Ответы детей.)

Молодцы!

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. А теперь вспомните хорошо всю «Сказку о царе Салтане». О ком в ней говорилось?

 О каком времени идет рассказ?

 Какие представления о добре и зле рассматриваются в этой пушкинской сказке?

 Как вы считаете, справедливый ли конец у этой сказки?

Сегодня вы будете выполнять рисунки к одной из самых известных сказок Пушкина. Ваши рисунки покажут, насколько хорошо вы знаете это литературное произведение и наколько самостоятельно и оригинально можете передать свое отношение к прочитанному. Вы сегодня не только воспроизведете в своих рисунках отдельные эпизоды, сцены из любимой сказки или образы полюбившихся героев, но и вам придется активно домысливать возможное развитие сюжета. Надо будет выразить свое отношение к содержанию этого произведения, к героям сказки.

Иллюстрации к сказкам.

Сказка – особый жанр: ведь в них воспроизводится мир вымысла, мир народной фантазии.

Вы, ребята, помните, как в детстве, когда вы еще не умели читать, рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку, вглядывались в образы сказочных героев. Красочные картинки помогали понять характеры героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные. Иллюстрации открывали волшебный мир фей, троллей, гномов, колдунов. Захватывали дух картинки с превращениями, погонями и долгожданным счастливым концом. Только в сказочной иллюстрации можно было прикоснуться к волшебному ковру-самолету, к сапогам-скороходам, скатерти-самобранке, к волшебной палочке. Как это было здорово – попасть в сказку, пройти через все приключения, стать одним из ее героев!

Лучшие мастера умеют воплотить мир сказки в своих рисунках, не лишая его столь близкой детскому сознанию озорной выдумки, нарядной красочности. Конечно, иллюстрации могут быть различны. В одних иллюстрациях преобладает яркая фантазия, другие могут быть более спокойными, повествовательного характера. Важно только, чтобы иллюстрации учили нас добру, справедливости, смелости, способствовали формированию личности.

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Иллюстрации И. Я. Билибина.

– Сегодня мы с вами рассмотрим иллюстрации к сказке Пушкина, выполненные крупным мастером графического искусства И. Я. Билибиным. С творчеством этого русского художника-иллюстратора вы уже познакомились на прошлом уроке.

Поэтично и трогательно оформление сказок художником, он создал небывалые образы, мудрые в их национальной самобытности.

 Что позволило Билибину выразить смысл сказки столь глубоко и подлинно?

 Где он находил основу для своих произведений?

Сказочные образы оживали в окраинных землях Руси – на Севере, пейзажи и народное искусство которого стали истоком большинства его графических работ. Именно Билибину, петербуржцу, потомку аристократического рода, суждено было стать вдохновенным выразителем нашей старины. Будущий художник учился в Петербургском университете. Но студент-юрист все больше увлекался русской историей и фольклором, что и стало его призванием. После занятий в школе Общества поощрения художеств, у известного педагога и художника Антона Ашбе, в школе княгини М. К. Тенишевой у И. Репина, в Академии художеств, он вернулся к исконным корням и языку народного искусства.

В 1905 году была издана «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, иллюстрированная И. Я. Билибиным.

Примечание. Антон Аше (Ажбе) – живописец и педагог, родился 30.05.1862 г. в городе Доленьчице (Словения).

Рассмотрим обложку и иллюстрации.

Обложка книги украшена сложным орнаментом, напоминающим узор нарядной старинной парчи, декоративные украшения страниц, сочиненные художником, связаны с содержанием сказки. (См. Приложение 1.) Иллюстрации к сказке гармонично сочетаются с текстом, написанным красивым стилизованным шрифтом. Все это представляет собой единое художественное целое.

В своих иллюстрациях Билибин развернул основные эпизоды пушкинской сказки. Одна из лучших иллюстраций – «Бочка по морю плывет». Тяжелая бочка как бы соскальзывает с высокого гребня упругой белопенной волны. Над бушующим морем синее небо, усеянное яркими звездами. По нижнему краю листа идет орнамент, мотив которого напоминает или резьбу по дереву, или старинные вышивки, или знаменитое вологодское кружево. (См. Приложение 2.)

На другой иллюстрации изображен сказочный город, на который с радостным удивлением взирают князь Гвидон и его мать. (См. Приложение 3.) Далее мы видим то прекрасную лебедь, то богатырей, выступающих из морской пучины.

В иллюстрациях к «Сказке о царе Салтане» И. Я. Билибин стремился передать очарование старины. С поразительным мастерством и большим знанием изображал он старинные костюмы и утварь. Однако он не просто воссоздавал их подлинный облик, а изобретательно, талантливо фантазировал, что и позволяло ему передать особую, праздничную атмосферу сказки. При этом рисунки И. Я. Билибина чуть суховаты, им присуща подчеркнутая графичность, линия играет в них определяющую роль, а цвет вместе с тщательной проработкой деталей придает им характер узорчатого ковра.

Иллюстрации Т. А. Мавриной.

Иллюстрации Татьяны Алексеевны Мавриной (1902–1996) привлекательны прежде всего безудержно-веселой яркостью красок. Как и Билибин, она подлинный мастер книги: обложка, иллюстрации, затейливые заглавные буквы, да и весь текст художница исполняет сама. Как и у Билибина, стиль ее произведений ярко индивидуален. Однако в отличие от Билибина, склонного к стилизации изображаемого под русскую старину, Маврина в своих рисунках, тоже обращаясь к образам прошлого, трактует их более поэтически непосредственно. Не только образы пламенеющей алой киноварью новгородской иконы XIV–XV веков, но и знаменитые народные картинки – лубки, а также ярко раскрашенные глиняные дымковские игрушки, расписные подносы Жостова, деревянные игрушки богородских и загорских резчиков, произведения народной керамики, ковроткачества, расписные прялки, туески и многое другое невольно приходят на память, когда смотришь ее иллюстрации к сказкам. (См. Приложение 4.)

На рисунках Мавриной в изобилии встречаются диковинные постройки, напоминающие нарядные русские храмы и терема XVI–XVII веков. В представлении художницы щедрая красочность народного искусства сродни богатой фантазии произведений устного народного творчества. При этом Маврина всегда стремится раскрыть глубокую человечность образов русских сказок, их жизненную основу. «Когда рисуешь сказку, – пишет она, – то применяешь разные способы рассказа в рисунках. Если хочешь приблизить ее к реальности, даешь горизонт, перспективу, если хочешь повысить сказочность, фантастичность, то рисуешь в более условном пространстве, как на иконах и в миниатюрах.

И все-таки никогда не отрываешься от реальности, чтобы не уйти в схему и стилизацию. Как ни фантастична сказка, она близка к человеку и питается повседневной жизнью».

Эти творческие принципы Маврина положила и в основу своей работы над «Сказкой о царе Салтане» (1958).

Вот чудо-город князя Гвидона, он стоит на высоком холме, и в архитектурных мотивах, использованных в этом рисунке, можно узнать диковинное узорочье архитектуры конца XVII века, а знаменитый московский собор Василия Блаженного как бы глядит на нас сквозь фантастическую оболочку, созданную Мавриной.

В 1959 году Т. А. Маврина исполнила декоративное панно «Едет флот царя Салтана», в котором нашли свое воплощение те же художественные принципы. Морская синь заливает почти всю плоскость листа, гребешки и завитушки волн и облаков прямо перекликаются между собой. Легкие кораблики, теснясь к «краснокрылому» (иначе не скажешь) кораблю царя Салтана, бегут «на раздутых парусах» прямо в сказочное княжество Гвидона. В этом нарядном декоративном панно сконцентрирован весь мир пушкинской сказки.

В своей эмоциональной непосредственности искусство Мавриной очень близко к народному искусству. Однако художница не подделывается под народный стиль. Язык ее рисунков всегда остается самобытным. Он бодрый, жизнерадостный, а элементы народного искусства вплетаются в него целостно-органично. Все это делает рисунки Т. А. Мавриной по-настоящему доходчивыми, а поэтому и горячо любимыми нашими ребятами.

VI. Работа над новым материалом.

Учитель. Рассмотрим рисунки. (См. Приложения 5, 6.)

На них изображены внутренние покои старинного русского дворца, старинная посуда, одежда, вооружение (изображена русская резьба по дереву – фрагменты или изделия).

Изображение старинного интерьера лучше передает особенности русских народных сказок.

Я зачитаю вам отрывки из сказки, а вы будете рассказывать о композиции, которую можно выполнить к каждому из этих фрагментов. Постарайтесь придумать выразительные сюжеты для своих работ и обдумать их композиции.

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце,

С грустной думой на лице;

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят.

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем, иль худо?

И какое в свете чудо?»…

Гости дале – торопливо

Смотрят – что ж? княгиня – диво:

Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава,

И свекровь свою ведет.

Царь глядит – и узнает…

В нем взыграло ретивое!

«Что я вижу? что такое?

Как!» – и дух в нем занялся…

Царь слезами залился.

Обнимает он царицу,

И сынка, и молодицу,

И садятся все за стол;

И веселый пир пошел…

Словесное рисование.

Закройте глаза и придумайте сюжет для своей иллюстрации.

Вы придумали интересные композиции к этим сюжетам. Особенно мне нравится, что вы выбрали совершенно особые, оригинальные приемы показа характера героев.

 Как вы расположите лист для своей иллюстрации и почему?

 Что будет нарисовано и какого размера?

 Что будет главным в вашей иллюстрации, а что будет являться фоном и окружать персонажей?

 Сколько места отведено для изображения земли, неба?

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

– Выполним рисунок на тему отрывков из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкина.

Художники очень тщательно продумывают формат иллюстраций. Обратите и вы внимание на то, как лучше будет смотреться ваша композиция – в вертикальном формате или горизонтальном. Кроме того, размер изображения на листе имеет большое значение. Размер изображения зависит от композиционного замысла.

Помните о композиционном расположении главных персонажей сказки – они должны быть размещены в центре вашей работы.

Большое значение имеет образная характеристика персонажей и способы передачи сказочности, необычности происходящего.

1. Сначала определяю сюжет и выбираю главного героя. Я выполню иллюстрацию к следующим словам из сказки:

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут…

Я решила нарисовать белочку в хрустальном домике (см. Приложение 7). Теперь надо выбрать формат в зависимости от моего замысла. Располагаю лист по вертикали. Определяю композиционное решение эскиза иллюстрации. Намечаю линию пола ниже середины листа. Определяю размеры и форму домика.

2. Уточняю строение домика. Намечаю размер и тут же определяю пропорции белочки. Голова белочки похожа на круг, туловище – на фасолину, хвост – тоже фасолина, но повернутая в другую сторону.

3. Дополняю домик декоративными элементами. Прорисовываю лапки и орешек, мордочку белки.

4. Украшаю домик дополнительными элементами, рисую рядом кучку изумрудов и золотых скорлупок. Рисунок закончен.

VIII. Самостоят

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь