Урок 46. Состав, природно-ресурсный потенциал и население Азии

0
172
информатика

Цели: сформировать представление учащихся о составе региона, природных ресурсах, особенностях населения.

Оборудование: политическая карта Азии, карта полезных ископаемых, карты учебника земельных, лесных, водных ресурсов.

Тип урока: урок-изучение нового материала с элементами практикума

Ход урока

I. Изучение нового материала

Состав Азии

В состав Зарубежной (по отношению к СНГ) Азии входит 38 государств. В ее пределах обычно выделяют четыре субрегиона: Восточную Азию, Юго-Восточную Азию, Южную Азию и Юго-Западную Азию.

Задание: Пользуясь текстом учебника и картами атласа, определите, какова площадь Азии? Какова численность населения Азии?

Особенности ЭГП регионов Азии

Территория Азии имеет большую протяженность как с севера на юг (около 7 тыс. км), так и с запада на восток (более 10 тыс. км). Естественно, что ЭГП государств, входящих в состав региона отличается довольно сильно.

Задание: Привести примеры стран являющихся приморскими, островными, полуостровными, внутренними странами.

Природные ресурсы Азии

Задание: Практическая работа по группам. Каждая группа получает задание выполнить анализ наличия, размещения и обеспеченности природными ресурсами (минеральные топливные, минеральные рудные, земельные, агроклиматические, лесные и т. д.) в разных регионах Азии, по плану: ресурсообеспеченность каждого региона поданному ресурсу, размещение ресурса по региону, предпосылки для развития народного хозяйства.

После завершения работы представитель каждой из групп делает минидоклад по «своему» региону. Остальные учащиеся записывают информацию в конспективной форме.

Вопросы:

1. Какие минеральные богатства Азии имеют мировое значение?

2. Для развития каких отраслей промышленности имеются благоприятные предпосылки? В каких регионах?

3. Где в Азии имеются наиболее благоприятные условия для развития животноводства?

Население

Вопрос: Какие страны Азии выделяются по численности населения?

Задание: Пользуясь форзацем учебника, дайте характеристику стран Азии по форме правления, административно-территориальному делению. Ответ можно оформить в виде таблицы.

Размещение населения

Задание: Пользуясь картами атласа и текстом учебника, заполните таблицу примерами.

Страны Азии

Причины высокой плотности населения в данных странах

Причины низкой плотности населения в данных странах

Районы с высокой плотностью населения

_________________________

Районы с низкой плотностью населения

_______________________

Можно усложнить задание, предложив учащимся другую таблицу. (Возможен дифференцированный подход, при котором более слабые ученики заполняют первую таблицу, а более сильные — вторую).

Демографический показатель

Страны с высокими значениями показателей

Страны с низкими значениями показателей

Плотность населения

Рождаемость

Смертность

Продолжительность жизни

Миграционная подвижность

Урбанизация

Плотность населения

Задание: Пользуясь данными таблицы из списка стран с высокой плотностью населения выделить страны или район с максимальной и минимальной плотностью населения.

Демографическая ситуация

Задание: Пользуясь картами атласа, определите страны с высоким уровнем рождаемости, низким уровнем рождаемости, высоким и низким уровнем смертности, высокой и низкой продолжительностью жизни, данные занести в таблицу.

Типы воспроизводства населения

Задание: Пользуясь картами атласа, а также текстом учебника, дополните схему примерами стран:

Типы воспроизводства населения стран Азии

С граны первого типа воспроизводства

Страны второго типа воспроизводства

Типы демографической политики

Задание: Пользуясь данными предыдущей схемы, определите страны с различными типами демографической политики. Почему во многих странах Азии демографическая политика не приносит результатов?

Миграционная подвижность

Задание: На основе текста учебника определите районы с положительными сальдо миграциями. Также определите, какой тип миграции оказывает большое воздействие на размещение населения в странах Азии.

Урбанизация

Задание: Показатели урбанизации отметить в таблице. Прочитать в учебнике описание азиатского типа города, в чем его отличие от европейского?

Типы сельского расселения в регионах Азии ученики узнают из текста учебника, в тетрадях отмечают регионы с деревенской и кочевой формой расселения.

Языковые группы и семьи

Задание: На основе карт атласа определите, какие языковые семьи и языковые группы распространены в странах Азии. Заполните таблицу:

Языковые семьи

Языковые группы

Регионы или страны распространения

Заполнение таблицы можно заменить на выполнение задания в учебнике. По карте народов мира в атласе определите, к каким языковым семьям относится население Восточной, Юго-Восточной, Южной и Юго-Западной Азии. Назовите наиболее крупные народы, представляющие отдельные семьи.

Религиозный состав

Какие мировые и национальные религии представлены в Азии? Доля приверженцев какой религии наиболее высока в Азии? Заполните таблицу «Распространение религий в Азии».

Религия

Регион

Страны

II. Домашнее задание

Работа с контурными картами.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь