Цели: сформировать представление учащихся о составе региона, природных ресурсах, особенностях населения.
Оборудование: политическая карта Азии, карта полезных ископаемых, карты учебника земельных, лесных, водных ресурсов.
Тип урока: урок-изучение нового материала с элементами практикума
Ход урока
I. Изучение нового материала
Состав Азии
В состав Зарубежной (по отношению к СНГ) Азии входит 38 государств. В ее пределах обычно выделяют четыре субрегиона: Восточную Азию, Юго-Восточную Азию, Южную Азию и Юго-Западную Азию.
Задание: Пользуясь текстом учебника и картами атласа, определите, какова площадь Азии? Какова численность населения Азии?
Особенности ЭГП регионов Азии
Территория Азии имеет большую протяженность как с севера на юг (около 7 тыс. км), так и с запада на восток (более 10 тыс. км). Естественно, что ЭГП государств, входящих в состав региона отличается довольно сильно.
Задание: Привести примеры стран являющихся приморскими, островными, полуостровными, внутренними странами.
Природные ресурсы Азии
Задание: Практическая работа по группам. Каждая группа получает задание выполнить анализ наличия, размещения и обеспеченности природными ресурсами (минеральные топливные, минеральные рудные, земельные, агроклиматические, лесные и т. д.) в разных регионах Азии, по плану: ресурсообеспеченность каждого региона поданному ресурсу, размещение ресурса по региону, предпосылки для развития народного хозяйства.
После завершения работы представитель каждой из групп делает минидоклад по «своему» региону. Остальные учащиеся записывают информацию в конспективной форме.
Вопросы:
1. Какие минеральные богатства Азии имеют мировое значение?
2. Для развития каких отраслей промышленности имеются благоприятные предпосылки? В каких регионах?
3. Где в Азии имеются наиболее благоприятные условия для развития животноводства?
Население
Вопрос: Какие страны Азии выделяются по численности населения?
Задание: Пользуясь форзацем учебника, дайте характеристику стран Азии по форме правления, административно-территориальному делению. Ответ можно оформить в виде таблицы.
Размещение населения
Задание: Пользуясь картами атласа и текстом учебника, заполните таблицу примерами.
|
Страны Азии |
Причины высокой плотности населения в данных странах |
Причины низкой плотности населения в данных странах |
Районы с высокой плотностью населения |
|
|
_________________________ |
Районы с низкой плотностью населения |
|
_______________________ |
|
Можно усложнить задание, предложив учащимся другую таблицу. (Возможен дифференцированный подход, при котором более слабые ученики заполняют первую таблицу, а более сильные — вторую).
Демографический показатель |
Страны с высокими значениями показателей |
Страны с низкими значениями показателей |
Плотность населения |
|
|
Рождаемость |
|
|
Смертность |
|
|
Продолжительность жизни |
|
|
Миграционная подвижность |
|
|
Урбанизация |
|
|
Плотность населения
Задание: Пользуясь данными таблицы из списка стран с высокой плотностью населения выделить страны или район с максимальной и минимальной плотностью населения.
Демографическая ситуация
Задание: Пользуясь картами атласа, определите страны с высоким уровнем рождаемости, низким уровнем рождаемости, высоким и низким уровнем смертности, высокой и низкой продолжительностью жизни, данные занести в таблицу.
Типы воспроизводства населения
Задание: Пользуясь картами атласа, а также текстом учебника, дополните схему примерами стран:
Типы воспроизводства населения стран Азии |
|
С граны первого типа воспроизводства |
Страны второго типа воспроизводства |
Типы демографической политики
Задание: Пользуясь данными предыдущей схемы, определите страны с различными типами демографической политики. Почему во многих странах Азии демографическая политика не приносит результатов?
Миграционная подвижность
Задание: На основе текста учебника определите районы с положительными сальдо миграциями. Также определите, какой тип миграции оказывает большое воздействие на размещение населения в странах Азии.
Урбанизация
Задание: Показатели урбанизации отметить в таблице. Прочитать в учебнике описание азиатского типа города, в чем его отличие от европейского?
Типы сельского расселения в регионах Азии ученики узнают из текста учебника, в тетрадях отмечают регионы с деревенской и кочевой формой расселения.
Языковые группы и семьи
Задание: На основе карт атласа определите, какие языковые семьи и языковые группы распространены в странах Азии. Заполните таблицу:
Языковые семьи |
Языковые группы |
Регионы или страны распространения |
|
|
|
Заполнение таблицы можно заменить на выполнение задания в учебнике. По карте народов мира в атласе определите, к каким языковым семьям относится население Восточной, Юго-Восточной, Южной и Юго-Западной Азии. Назовите наиболее крупные народы, представляющие отдельные семьи.
Религиозный состав
Какие мировые и национальные религии представлены в Азии? Доля приверженцев какой религии наиболее высока в Азии? Заполните таблицу «Распространение религий в Азии».
Религия |
Регион |
Страны |
|
|
|
II. Домашнее задание
Работа с контурными картами.