Цели: сформировать представление о сельском хозяйстве Европы.
Оборудование: климатическая карта, политическая карта, карта природных зон, почвенная карта.
Тип урока: урок-практикум.
Ход урока
I. Опрос
1. Почему Великобритания и ФРГ, добывая свой уголь, импортируют его из Австралии и США? (Транспортировка угля через океан обходится дешевле, чем добыча собственного угля.)
2. В какой стране Европы энергоснабжение наиболее чистое и экологически безопасное? (В Норвегии преобладают ГЭС, в Исландии преобладают Геотермальные электростанции.)
3. После второй мировой войны в странах Восточной Европы многие предприятия строились ближе к восточным границам. Почему? (Они ориентировались на сырье из СССР, кроме того, СССР также являлась основным потребителем готовой продукции.)
II. Изучение нового материала
Для современного сельского хозяйства Европы характерны следующие черты:
1. Переход от мелкого универсального хозяйства к крупному, специализированному, высокотоварному, включенному в систему агробизнеса.
2. Основной тип предприятия — высокомеханизированная ферма.
Задание: Дайте характеристику различных типов сельского хозяйства: североевропейского, среднеевропейского, южноевропейского, восточноевропейского. (Работа производится в группах по 5-6 человек.)
План характеристики:
1. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства в данном регионе Европы.
2. Районы интенсивного сельскохозяйственного производства.
3. Особенности развития растениеводства.
4. Особенности развития животноводства.
5. Отрасли специализации сельского хозяйства.
Результаты работы каждой из групп заносятся в таблицу:
Черты сравнения |
Североевропейский тип |
Среднеевропейский тип |
Южноевропейский тип |
Восточноевропейский тип сельского хозяйства |
1. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства в данном регионе Европы: 1) земельные ресурсы; 2) агроклиматические ресурсы |
Условия для развития сельского хозяйства неблагоприятные (кроме южной части Северной Европы) |
Условия для развития сельского хозяйства достаточно благоприятные (как почвенные так и агроклиматические) |
Благоприятные условия для развития сельского хозяйства: достаточно плодородные почвы и благоприятные агроклиматические условия |
Почвенные и агроклиматические условия сильно отличаются: от удовлетворительных в северной части до благоприятных в южной |
2. Районы интенсивного сельскохозяйственного производства |
К районам интенсивного сельскохозяйственного производства можно отнести Юг Швеции и Финляндии, а также Великобританию |
Особенно высокого уровня достигло сельское хозяйство в Дании, Голландии |
Побережье Средиземного моря – главный «сад Европы» |
Южная часть |
3. Особенности развития растениеводства |
Характерно преобладание кормовых культур |
Большая часть пахотных земель занята кормовыми культурами |
Преобладают зерновые культуры, а так же фрукты, цитрусовые, виноград, оливки, миндаль, орехи, табак, эфирно-масличные культуры |
Растениеводство особенно хорошо развито в южной части Восточной Европы |
5. Особенности развития животноводства |
Характерно преобладание молочного животноводства |
Молочное животноводство, свиноводство, птицеводство |
В основном развито мясное животноводство, но, например, в Италии развито молочное животноводство |
Молочное животноводство (в северной части) |
6. Отрасли специализации сельского хозяйства региона |
Преобладание животноводства
|
Развиты и растениеводство и животноводство |
Сильное преобладание растениеводства |
В южной части растениеводство, а в северной – животноводство |
III. Закрепление изученного материала
Задание. Представители группы (по 2-3 человека) должны представить на европейскую ярмарку сельскохозяйственную продукцию «своего» региона. Группы получают карточки с названием страны, продукцию которой они должны творчески представить, а вид сельскохозяйственной продукции этой страны они должны выбрать сами. Ярмарку ведет один из учеников. Учащиеся, которые не получили задания, могут быть корреспондентами газет, и в конце урока они должны представить свою статью о том, как проходила европейская сельскохозяйственная ярмарка.
IV. Домашнее задание
Приготовить доклады о видах туризма в Европе. Задание для групп: составить описание туристического маршрута: Лисабон—Мадрид—Париж-Берлин; Гамбург-Берн-Рим; Вена-Прага-София-Стамбул.