Цели: воспитывать умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива; активизировать познавательную деятельность учащихся; способствовать развитию творческой деятельности и самореализации учащихся; развивать интерес к математике, элементы ораторского искусства; воспитывать культуру общения.
Ход урока
I. Организационный момент
Распределение на 2 или 4 команды. Объяснение правил.
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя, учить и учиться, играя,
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
II. Игра «Оживи пословицу»(до 5 баллов — за оригинальность, сообразительность)
Каждой команде достается по одной пословице, текст которой содержит цифры или числа. Например:
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
У семи нянек дитя без глазу.
Семеро одного не ждут.
Плакать в три ручья.
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Один пашет, а семеро руками машут.
За одного битого двух небитых дают.
Эту пословицу необходимо «оживить», т. е. без слов, только мимикой, жестами изобразить ее так, чтобы команда соперников догадалась, о какой русской народной пословице идет речь.
III. Игра «Кто больше» (за каждое, не повторяющееся у соперников название, 1 балл)
Задание: назвать песни, сказки, кинофильмы, мультфильмы, книги, в названии которых встречаются числа или цифры.
Например «Али-Баба и 40 разбойников», «20 лет спустя», «17 мгновений весны», «Волк и семеро козлят».
Называют команды по очереди. Побеждает та, которая назовет больше других.
IV. Кроссворд (за правильно отгаданный кроссворд 5 баллов, слово математика в кроссворде отсутствует)
Математика — наука о величинах и количествах; все, что можно выразить цифрою, принадлежит математике (из толкового словаря В. И. Даля).
— Дается 1 минута. Нужно вставить слова в кроссворд, чтобы прочитать слово в выделенном прямоугольнике.
Слова: параллелепипед, тонна, круг, сотка, алгебра, сантиметр, километр, квадрат, грамм, метр.
V. Игра «Термины» (за каждое не повторяющееся у соперников слово 1 балл)
Задание: назвать как можно больше математических терминов, начинающихся с некоторой определенной буквы. Например:
— с буквы «С»: сложение, сравнение, сокращение, синус, сумма, сторона треугольника и т. д.;
— с буквы «Д»: деление, дробная черта, делимое, делитель, дробь, диаметр, длина, десятичная дробь, десятина, два, девять и т. д.
VI. Ребусы (за каждое отгаданное слово 1 балл)
Вместо многоточия подставить число прописью, чтобы получилось слово. Например — ли…к (ли сто к).
1. По…л; 2. И…рия; 3. …я; 4. С…ж; 5. Пи…лет; 6. …лб; 7. …г; 8. …котаж; 9.0…; 10. И…к.
Вместо многоточия подставить число прописью, чтобы получилось слово. Например — ли…к (ли сто к).
1. Р…а; 2. …а; 3. Про…р; 4. Ви…на; 5. Те…; 6. С…жка; 7. Сви…к; 8. …буна; 9. …очество; 10. …тон.
VII. Блицтурнир (за правильный ответ 1 балл)
Отвечает тот, кто первым поднимет руку.
1. Из трехзначного числа вычли двузначное, в результате получили однозначное. Назовите эти числа. (100 — 98 = 2.)
2. Как в общем виде записать число, которое при делении на дает остаток 7?
3. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличится число?
4. В коробке 4 красных и 3 синих карандаша. В темноте берут карандаши. Сколько надо взять карандашей, чтобы среди них было не меньше одного синего? (5.)
5. 50-метровый шнур надо разрезать на части, длина каждой из которых 2 м. Сколько разрезов надо сделать? (24.)
VIII. Конкурс капитанов (театральный)
Дайте определение данным понятиям. Можно попросить помощи у команды.
1. Квадратолуч; 2. Окружнопараллелепипед; 3. Центротреугольник; 4. Кругоуравнение.
IX. Загадочный конкурс
Ребята загадывают друг другу загадки, которые подобрали дома, где в тексте встречаются числа и математические термины.
За отгаданную загадку 1 балл и 1 балл за удачно подобранную загадку (не отгаданную соперниками).
X. Рефлексия
— С какими цветами радуги ассоциируется данный урок? Почему?
— Какие эпитеты можно подобрать к вашему настроению после этого урока?
Домашнее задание
Подобрать занимательный материал, ребусы, составить кроссворды к следующему уроку.