Урок 108 МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР МЕСТОИМЕНИЙ

0
526
рисование

Ц е л и: добиться усвоения учащимися порядка морфологического разбора местоимений; отработать навык написания и употребления предлогов с местоимениями.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Грибов не нахожу, из двора лесника, снежинка у стебелька, тяжелое ведро, бегут ручейки, носился по озеру, влетели в окно, зимой встают на коньки, повстречался со щенком, зверюшки дрожали.

II. Актуализация опорных знаний.

В ы п о л н е н и е упражнения 36 на с. 46.

– Почему в одном случае употреблено местоимение его, а в другом – него?

– Выполните письменное задание.

И с п р а в ь т е ошибки в тексте.

Вернулся хозяин. Каштанка пошла за им. Она ходила около его и следила за каждым его движением. Хозяин взял блюдечко, налил в его воды. Собака и гусь жались к ему. Они очень любили него.

III. Формирование новых знаний.

1. С л о в а р н а я р а б о т а.

Знакомство со словом

– Объясните значение этого слова.

(Теперь – в настоящее время, сейчас .)

– Какое «ошибкоопасное» место вы бы выделили в этом слове?

– Составьте предложение с этим словом.

– Разберите его по членам предложения.

– Каким членом предложения является слово теперь? На какой вопрос отвечает это слово?

2. С о с т а в л е н и е плана разбора местоимения.

– Сегодня вы будете учиться выполнять морфологический разбор местоимений. Предложите план разбора. Что можно рассказать о местоимении?

– Сравните ваши предложения с разбором из учебника.

ПЛАН
МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА МЕСТОИМЕНИЯ

1) Часть речи.

2) Начальная форма (И. п.).

3) Неизменяемые признаки:

– лицо.

4) Изменяемые признаки:

– число;

– падеж;

– род (если в 3-м лице, ед. ч.).

5) Член предложения.

3. В ы п о л н е н и е упражнения 37 на доске.

Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е учителя: сделайте морфологический разбор местоимений.

IV. Закрепление.

В ы б о р о ч н ы й д и к т а н т.

Напишите только местоимения, определите падеж.

Мы встали утром. н ад нами веселое солнце. Пришел ко мне знакомый лесник. Он позвал меня посмотреть бобровую хатку.
Я присматриваюсь к другим следам.

V. Итог урока.

– Что научились выполнять? Расскажите алгоритм разбора.