Цель: сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
Задачи:
1. Актуали¬зировать в практическом плане, дополнить и скорректировать при необходимости имеющиеся представления о требованиях, которые профессии предъявляют к способностям человека, о профессионально важных качествах личности.
2. Задействовать творческие способности участников в совместной деятельности
3. Развивать рефлексивные умения, умения самопознания и самооценки учащихся, расширять границы самовосприятия
ПРИВЕСТВИЕ
Обозначение начала работы, создание особой атмосферы, обмен чувствами и настроениями.
РАЗМИНКА
Упражнение 1 «Сигнал»
Цель упражнения: стимуляция групповой сплоченности; снятие эмоционального напряжения.
Ход упражнения: часть участников сидит, часть стоит за их спинами. Те, кто сидят должны с помощью глаз обмениваться сигналами и меняться местами. Те, кто стоят должны успеть перехватить сигнал и не удержать на месте того, кто сидит.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Творческое задание «Коллаж» (30-40 мин)
Цель: повышение уровня ориентации в мире профессионального труда, осознание особенно¬стей профессий, включение в совместную деятельность, стимуляция групповой сплоченности, развитие навыков конструктивного взаимодействия в малой группе, активизация творческого потенциала
Методическое обеспечение: ватман, маркеры, журналы, клей, ножницы
Для начала давайте еще раз вспомним какие выделяют сферы профессий по предмету труда? (ответы участников) Какие из этих сфер вам наиболее интересны? (останавливаемся на двух сферах, например «человек-человек» и «человек—художественный образ») Напомните нам еще раз какие профессии относятся к этим сферам?
Переходим непосредственно к самому заданию. Вам необходимо рассчитаться на первые и вторые номера и распределиться в 2 команды.
Инструкция: Суть задания – создать коллаж. Коллаж – это художественная композиция. Для работы в команде мы приготовили вам все необходимые материалы. Для одной команды темой коллажа будет являться сфера профессий «человек-человек», для другой «человек—художественный образ». Вам необходимо не только отразить в вашей совместной работе типы профессий, особенности профессиональной деятельности людей данной сферы, профессионально важные качества, но и максимально творчески подойти к созданию композиции. По окончанию каждая команда презентует нам свой коллаж.
Обсуждение результатов групповой работы. Определение наиболее активных участников, определение лидера.
Профессионально Важные Качества (ПВК) – индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.
Например, юрист:
Честность, принципиальность, грамотная, четкая, логичная устная и письменная речь, умение убеждать, доказывать свою точку зрения, эмоционально-волевая устойчивость, самостоятельность.
Психолог-консультант:
способность к сопереживанию, чуткость, сензитивность, одновременно с этим эмоциональная устойчивость, развитые аналитические способности, высокие показатели концентрации и устойчивости внимания, умение слушать, выделять суть, точно выражать мысли, способность к творчеству, постоянная готовность к овладению новыми знаниями.
Профигра «Профессия – ПВК»
Цель: формирование представлений о требованиях, которые профессии предъявляют к способностям человека, расширение знаний о профессионально важных качествах личности.
Инструкция: Для начала давайте напишем список из 5 профессий, которые вам интересны. Теперь будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие профессионально важные качества.
Для повышения активизирующих возможностей данного упражнения можно разбить группу на команды и устроить соревнование между ними, кто больше назовет соответствующих названной профессии про¬фессионально важных качеств.
Упражнение на разминку
Профигра “Самая – самая”
Цель: повысить уровень ориентации в мире профессионального труда, осознания участниками специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста, включение в совместную деятельность, активизация творческого потенциала
Упражнение может проводится в круге количество участников от 6—8 до 10— 15. По времени упражнение занимает от 15 до 25 минут. Процедура упражнения включает следующие ос¬новные этапы:
1. Инструкция: “Сейчас вам будут предлагаться некото¬рые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по ва¬шему, в наибольшей степени данной характеристике под¬ходят. К примеру, характеристика — самая денежная профессия, — какие профессии являются самыми-самыми денежными?..”.
2. Ведущий называет первую характеристику, а участни¬ки сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои вариан¬ты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно зада¬вать уточняющие вопросы.
3. Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5—7.
Если упражнение проводится с классом то после того, как ведущий назовет первую необычную характеристику, участники просто со своих мест предлагают варианты наи¬более подходящих профессий. Ведущий выписывает 3—5 наиболее “прозвучавших” вариантов на доске, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение “самой-самой” профессии.
Важным элементом данного игрового упражнения явля¬ется обсуждение. Ведущий должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. Тем временем, выделение некоторых “самых-самых” профессий должно опираться на объективные знания о них. К примеру , если называется са¬мая денежная профессия — депутат, то можно уточнить у школьника, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми професси¬ями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать де¬нежной и т.п.
Для того, чтобы упражнение проходило более ее интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников. Это могут быть, например, та¬кие характеристики: “самая зеленая профессия”, “самая сладкая профессия”, “самая волосатая профессия”, “самая неприличная профессия”, “самая детская профессия”, “са¬мая смешная профессия” и т.д. В определенном смысле дан¬ное упражнение близко к известной игре “ассоциации”, поскольку участники фактически должны проассоциировать профессии с необычными характеристиками.
РЕФЛЕКСИЯ (10-15 минут)
Основой для обсуждения являются вопросы типа: «Что нового вы узнали сегодня?», «Что узнали о себе?», «Что больше всего запомнилось?», «Что было самым трудным?», «Что больше всего понравилось?»
Цель: развитие рефлексии, получение обратной связи от участников группы.
ЗАВЕРШЕНИЕ
Обозначение конца занятия. Прощание, обмен пожеланиями