Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан Закон Республики Казахстан от 7 января 2005 года N 29

0
667
рисование

Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Закон Республики Казахстан от 7 января 2005 года N 29

“Казахстанская правда” от 13 января 2005 года N 8

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области организации обороны и Вооруженных Сил Республики Казахстан, функции и полномочия государственных органов в обеспечении обороноспособности страны, права и обязанности граждан и организаций в сфере обороны.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) боевая готовность – состояние, определяющее степень подготовленности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению возложенных на них задач в установленные сроки;
2) боевые действия – организованные действия воинских частей, соединений и подразделений при выполнении боевых задач под управлением соответствующих органов военного управления;
3) боевая задача – задача, поставленная вышестоящим командиром (начальником) для достижения определенной цели в бою (операции) к установленному сроку;
4) вид Вооруженных Сил – часть Вооруженных Сил государства, предназначенная для ведения военных действий в определенной сфере (на суше, на море, в воздушном пространстве);
5) военные действия – комплекс действий стратегического масштаба (включая боевые действия) с применением всех видов Вооруженных Сил для выполнения поставленных боевых задач при отражении агрессии;
6) военное время – период с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения;
7) военное имущество – оборонные объекты, все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, специальные средства и другое имущество, находящиеся на праве оперативного управления государственных учреждений Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
8) военная опасность – фактор нестабильности, предполагающий возможность применения против Республики Казахстан средств военного насилия для достижения политических и иных целей;
9) военная организация государства – совокупность Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, государственных органов и организаций, основная деятельность которых непосредственно направлена на решение задач по обеспечению обороны Республики Казахстан;
10) военная угроза – реально существующее намерение разрешить имеющиеся противоречия военно-силовыми методами, развязать военный конфликт (войну) против Республики Казахстан;
11) военная техника – оружие, боевые машины, приборы и другие технические средства, которыми оснащаются Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования;
12) воинская часть – государственное учреждение, являющееся организационно-самостоятельной единицей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
13) вооружение – комплекс различных видов оружия, боеприпасов, их носители и средства, обеспечивающие их применение;
14) Вооруженные Силы Республики Казахстан (далее – Вооруженные Силы) – основа военной организации государства, создаваемая и содержащаяся Республикой Казахстан для обеспечения обороны, отражения агрессии или предотвращения непосредственной внешней угрозы, а также выполнения задач, вытекающих из международных обязательств Республики Казахстан;
15) высшее командование (высший командный состав) – Министр обороны, его заместители, главнокомандующие видами Вооруженных Сил и иные должностные лица, назначаемые Президентом Республики Казахстан;
16) гражданский персонал – граждане Республики Казахстан, находящиеся на государственной службе или состоящие в трудовых отношениях в Вооруженных Силах;
17) другие войска и воинские формирования – органы национальной безопасности, Республиканская гвардия, внутренние войска и военно-следственные органы Министерства внутренних дел, Служба охраны Президента Республики Казахстан, органы управления и части гражданской обороны центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, органы военной прокуратуры;
18) материальные запасы – определенное количество военного имущества, содержащегося в арсеналах, на базах и складах Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
19) неиспользуемое военное имущество – имущество, снятое с вооружения, не годное к использованию по прямому назначению, списанное, выслужившее гарантийные сроки хранения в запасах, излишествующее и не находящее применения в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях;
20) нормы снабжения – количество материальных средств, установленных к выдаче в мирное или военное время военнослужащим, подразделениям, воинским частям (кораблям) и соединениям;
21) оборона – система государственных мер политического, военного, экономического, экологического, социально-правового и иного характера по обеспечению военной безопасности, вооруженной защиты суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ Республики Казахстан;
22) оборонные объекты – недвижимое имущество, закрепленное на праве оперативного управления за государственными учреждениями Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
23) оперативное оборудование территории – комплекс мероприятий, направленных на подготовку и поддержание в постоянной готовности транспортных сооружений, дорожных сетей, складского хозяйства, связи, водо-, тепло- и энергоснабжения к эксплуатации для оперативного решения задач в целях обороны;
24) органы военного управления – стратегические, оперативно-стратегические, оперативно-территориальные, оперативно-тактические, тактические и местные органы военного управления;
25) род войск – самостоятельная либо входящая в состав вида составная часть Вооруженных Сил, имеющая свойственные только ей основное оружие и военную технику, а также способы их боевого применения;
26) специальные войска – воинские части и подразделения, предназначенные для выполнения специальных задач по обеспечению боевой деятельности Вооруженных Сил (инженерного, химического и технического обеспечения, разведки, связи, радиоэлектронной борьбы);
27) специальные формирования – формирования, создаваемые при объявлении мобилизации для выполнения работ по восстановлению железнодорожных путей и автомобильных дорог, морских и речных портов, аэропортов, аэродромов, линий связи, газо- и нефтепроводов, систем энерго- и водоснабжения, для организации бесперебойной работы промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи и для оказания медицинской помощи;
28) состояние войны – отношения государств с момента объявления войны между ними (фактического начала военных действий) до ее окончания (фактического прекращения);
29) территориальная оборона – совокупность мероприятий, осуществляемых Правительством Республики Казахстан в целях защиты населения, объектов и коммуникаций Республики Казахстан от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и обеспечения режимов чрезвычайного или военного положения;
30) техническое обеспечение – комплекс мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований вооружением и военной техникой;
31) тыл – воинские части, осуществляющие тыловое и техническое обеспечение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
32) тыловое обеспечение – комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и иных потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в целях поддержания их боевой готовности;
33) утилизация – приведение вооружения, военной техники, специальных средств в состояние, исключающее использование их боевых свойств или применение по прямому предназначению, а также разукомплектование в целях последующего использования их компонентов.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан
об обороне и Вооруженных Силах

1. Законодательство Республики Казахстан об обороне и Вооруженных Силах основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные принципы государственной
политики в области обеспечения военной
безопасности Республики Казахстан

Основными принципами государственной политики в области обеспечения военной безопасности Республики Казахстан являются:
1) уважение суверенитета, нерушимости государственных границ, территориальной целостности других государств и невмешательство в их внутренние дела;
2) укрепление мер доверия и открытости в военной области;
3) мирное урегулирование международных споров;
4) соблюдение международных обязательств и содействие достижению целей договоров, участником которых является Республика Казахстан;
5) поддержание дружественных отношений со всеми странами на основе взаимовыгодного сотрудничества и взаимопонимания;
6) участие в создании глобальной и региональных систем безопасности, направленных на предотвращение военных конфликтов, поддержание и восстановление мира.

Статья 4. Государственное регулирование в
области обороны

1. Государственное регулирование в области обороны включает:
1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
2) разработку основных направлений военной политики и положений Военной доктрины Республики Казахстан;
3) правовое регулирование;
4) планирование применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, определение их необходимой численности, строительство, подготовку и поддержание требуемого уровня их боевой и мобилизационной готовности;
5) развитие систем управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями, а также планирование использования радиочастотного спектра;
6) разработку и реализацию единой военно-технической политики Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, программ развития вооружения и военной техники;
7) комплекс общегосударственных мероприятий, проводимых в мирное время, включающий заблаговременную мобилизационную подготовку государственных органов, организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны, а также оперативное оборудование территории в целях обороны;
8) создание запасов государственного материального резерва;
9) подготовку граждан к воинской службе, накопление военнообученного резерва на военное время;
10) планирование и осуществление мероприятий гражданской и территориальной обороны;
11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственные секреты;
12) развитие науки в интересах обороны;
13) координацию деятельности государственных органов;
14) контроль над деятельностью Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
15) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
16) иные мероприятия в области обороны.
2. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Республики Казахстан, а также иные виды обязанностей, предусмотренные законами Республики Казахстан.
3. Для выполнения задач в области обороны создаются Вооруженные Силы и привлекаются другие войска и воинские формирования, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
4. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области обороны в соответствии с Военной доктриной и планом применения Вооруженных Сил.
5. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы предоставляются для нужд обороны в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
6. Имущество, закрепленное за государственными учреждениями Вооруженных Сил, является республиканской собственностью.

Глава 2. Полномочия Президента, Парламента
и Правительства Республики Казахстан в
области обороны

Статья 5. Полномочия Президента Республики
Казахстан в области обороны

1. Президент Республики Казахстан является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан.
2. Президент Республики Казахстан:
1) определяет основные направления военной политики Республики Казахстан;
2) утверждает Военную доктрину Республики Казахстан, планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, государственные программы по вопросам обороны;
3) утверждает план применения Вооруженных Сил, а также мобилизационный план государства;
4) осуществляет общее руководство Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями;
5) утверждает структуру, лимит штатной численности Вооруженных Сил, а также систему оплаты труда военнослужащих и государственных служащих;
6) принимает решения о привлечении Вооруженных Сил для выполнения задач, предусмотренных пунктом 2 статьи 18 настоящего Закона, с незамедлительным информированием об этом Парламента Республики;
7) утверждает перечень должностей, подлежащих замещению лицами высшего офицерского состава, присваивает высшие воинские звания;
8) назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил;
9) утверждает текст военной присяги, общевоинские уставы, правила прохождения воинской службы, воинские символы, образцы военной формы одежды и знаки различия Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
10) ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики Казахстан в области обороны и военного сотрудничества;
11) принимает решение о призыве граждан республики на срочную воинскую службу и увольнении в запас военнослужащих срочной службы, на воинскую службу по мобилизации, в военное время, а также о призыве военнообязанных на специальные сборы;
12) вносит на рассмотрение совместного заседания палат Парламента предложение об использовании Вооруженных Сил для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
13) в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Казахстан, вводит на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях чрезвычайное или военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом Парламент Республики;
14) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан.

Статья 6. Полномочия Парламента Республики
Казахстан в области обороны

Парламент Республики Казахстан:
1) принимает законы по вопросам обеспечения обороны Республики Казахстан, вносит изменения и дополнения к ним;
2) решает вопросы войны и мира;
3) принимает по предложению Президента Республики Казахстан решение об использовании Вооруженных Сил для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
4) устанавливает воинские звания;
5) ратифицирует и денонсирует международные договоры по вопросам обороны и военного сотрудничества;
6) проводит по вопросам обороны и Вооруженных Сил парламентские слушания.

Статья 7. Полномочия Правительства Республики
Казахстан в области обороны

Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления военной политики государства, реализует меры по обеспечению обороноспособности республики;
2) разрабатывает государственные программы и обеспечивает их выполнение;
3) руководит деятельностью Министерства обороны, иных центральных и местных исполнительных органов;
4) определяет уполномоченный орган по реализации государственной политики области формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа;
5) по представлению уполномоченного органа по реализации государственной политики в области формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа ежегодно утверждает государственный оборонный заказ;
6) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных учреждений и предприятий оборонной промышленности, а также осуществляющих научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность;
7) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации военных учебных заведений, военных кафедр высших учебных заведений;
8) утверждает Правила военной подготовки в высших учебных заведениях;
9) определяет систему и условия оплаты труда работников государственных учреждений Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, не являющихся государственными служащими;
10) организует оснащение и обеспечение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований вооружением, военной техникой и материально-техническими ресурсами;
11) утверждает нормы снабжения и категории материальных запасов;
12) организует разработку и выполнение мобилизационного плана государства, а также устанавливает порядок формирования, накопления и использования государственного материального резерва;
13) осуществляет руководство мобилизационной подготовкой государственных органов, организаций независимо от форм собственности;
14) обеспечивает выполнение мероприятий по оперативному оборудованию территории республики в целях обороны;
15) утверждает Правила о порядке ведения воинского учета военнообязанных и призывников;
16) утверждает Правила о военно-транспортной обязанности;
17) утверждает Положение о местных органах военного управления;
18) определяет категории и количество граждан, подлежащих призыву на воинскую службу, а также ежегодное количество военнообученных специалистов, подлежащих призыву на военные сборы;
19) осуществляет общее руководство созданием и подготовкой военнообученного резерва, утверждает государственный заказ на комплектование Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
20) осуществляет планирование гражданской и территориальной обороны и руководство ею;
21) в соответствии с законодательством Республики Казахстан определяет порядок предоставления и использования для нужд обороны земель, лесов, вод и других природных ресурсов;
22) устанавливает порядок передачи, реализации и утилизации неиспользуемого военного имущества, а также предоставления в имущественный наем (аренду) оборонных объектов;
23) принимает решения о проведении международных переговоров по вопросам военного сотрудничества и подписании межправительственных соглашений;
24) определяет порядок возмещения государством стоимости реквизированного, а также предоставленного для нужд обороны имущества физических и юридических лиц;
25) устанавливает порядок учета и списания военного имущества;
26) организует контроль за экспортом оружия и военной техники, стратегических материалов, передовых технологий и продукции двойного назначения;
27) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента.

Глава 3. Функции центральных и местных
исполнительных органов, права и обязанности
граждан и организаций в области обороны

Статья 8. Функции центральных исполнительных
органов в области обороны

Центральные исполнительные органы в пределах своей компетенции:
1) участвуют в мобилизационной подготовке отрасли, создании, развитии и сохранении объектов мобилизационного назначения, мощностей по разработке, производству, выпуску и ремонту необходимой для нужд обороны продукции и обеспечивают накопление мобилизационных резервов;
2) обеспечивают выполнение заданий государственного оборонного заказа;
3) осуществляют мероприятия по устойчивому функционированию отрасли в военное время, разрабатывают планы ее перевода на режим работы в условиях военного времени;
4) организуют выполнение мероприятий по оперативному оборудованию территории страны;
5) организуют и проводят мероприятия гражданской обороны и обеспечивают их выполнение подведомственными организациями;
6) участвуют в подготовке населения республики к обороне, осуществляют контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об обороне и Вооруженных Силах;
7) осуществляют иные функции в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 9. Функции местных исполнительных
органов в области обороны

Местные исполнительные органы в пределах своей компетенции:
1) участвуют в выполнении мероприятий оперативного оборудования территории и обеспечивают подготовку коммуникаций в целях обороны;
2) обеспечивают учет и мобилизационную готовность транспортных и других технических средств в целях обороны;
3) участвуют в подготовке населения и территории к обороне, обеспечивают потребности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в материальных, энергетических и иных ресурсах и услугах по их заказам в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об обороне и Вооруженных Силах;
4) организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан к воинской службе, их призыв на воинскую службу, военные сборы и призыв по мобилизации;
5) осуществляют бронирование военнообязанных в местных органах военного управления на период мобилизации и в военное время;
6) участвуют в планировании и обеспечивают выполнение мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
7) координируют и согласовывают свою деятельность в области обороны с органами военного управления;
8) осуществляют иные функции в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 10. Права и обязанности граждан Республики
Казахстан в области обороны

1. Граждане Республики Казахстан вправе:
1) добровольно поступать на воинскую службу на контрактной основе;
2) принимать участие в деятельности организаций, содействующих укреплению обороны.
2. Граждане Республики Казахстан обязаны:
1) выполнять воинскую обязанность;
2) участвовать в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне;
3) в период мобилизации и военного положения предоставлять необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующим равноценным возмещением его стоимости государством в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Статья 11. Функции организаций независимо
от форм собственности в области обороны

Организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан:
1) принимают участие в выполнении мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
2) осуществляют мероприятия, предусмотренные мобилизационными планами государства;
3) в приоритетном порядке выполняют задания государственного оборонного заказа;
4) в период мобилизации и военного положения предоставляют необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующим возмещением его стоимости государством в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;
5) создают своим работникам необходимые условия для выполнения ими воинской обязанности.

Глава 4. Экономическое обеспечение обороны

Статья 12. Цели и задачи экономического
обеспечения обороны

1. Экономическое обеспечение обороны заключается в выделении Вооруженным Силам, другим войскам и воинским формированиям финансовых, материально-технических и иных ресурсов, их оснащении вооружением, военной и специальной техникой в количестве, необходимом для гарантированного обеспечения обороны Республики Казахстан.
2. Основные задачи экономического обеспечения обороны:
1) удовлетворение потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в финансовых, материально-технических и иных ресурсах;
2) совершенствование научно-технической и производственной базы для осуществления производства, ремонта и модернизации вооружения и военной техники;
3) создание эффективных систем мобилизационной готовности экономики и мобилизационной подготовки населения страны;
4) повышение уровня социального обеспечения, реализация установленных законодательством Республики Казахстан гарантий военнослужащих, членов их семей и лиц, уволенных с воинской службы;
5) осуществление взаимовыгодного международного военного и военно-технического сотрудничества.

Статья 13. Финансирование обороны

1. Финансирование обороны направлено на гарантированное удовлетворение потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в финансовых, материально-технических и иных ресурсах.
2. Финансирование Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также расходов на оборону осуществляется за счет бюджетных и иных средств, предусмотренных статьей 24 настоящего Закона.
3. Финансирование военных объектов совместного использования с иностранными государствами, дислоцированных на территории Республики Казахстан, и мероприятий по контролю за сокращением вооружения и обеспечению инспекционной деятельности производится в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
4. Контроль за исполнением бюджетных средств в части расходов на оборону осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 14. Материально-техническое обеспечение

1. Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований осуществляется в приоритетном порядке в соответствии с государственным оборонным заказом и международными соглашениями на разработку, производство, поставку и обеспечение продукцией производственно-технического назначения, включая вооружение и военную технику.
2. Порядок формирования государственного оборонного заказа, его материально-техническое и финансовое обеспечение и условия закупки определяются законодательными актами Республики Казахстан.

ОБ ОБОРОНЕ И ВС