Поурочные планы по географии для 11 класса (34 часа)

0
2001
бактерии

Список тем:

  1. Общий обзор экономико-географических регионов мира.
  2. Общая характеристика развитых стран.
  3. Соединенные Штаты Америки.
  4. Япония.
  5. ФРГ.
  6. Великобритания и Франция.
  7. Италия и Канада.
  8. Контрольная работа.
  9. Общая характеристика развитых стран Европы.
  10. Страны Северной и Средней Европы.
  11. Страны Южной Европы.
  12. Страны Восточной Европы.
  13. Страны Балтии.
  14. Российская Федерация.
  15. Контрольная работа.
  16. Уровень развития хозяйства России и его специализация. ТЭК.
  17. Металлургический, машиностроительный и лесохимические комплексы Российской Федерации.
  18. Агропромышленный и транспортный комплексы России.
  19. Экономическое районирование РФ.
  20. Республика Украина.
  1. Беларусь и Республика Молдова.
  2. Обобщение. Повторение.
  3. Общая характеристика развивающихся стран Азии. Государственное устройство, население и ресурсы.
  4. Социально-экономическое развитие развивающихся стран Азии. КНР. Турция.
  5. Контрольная работа.
  6. Новые индустриальные страны. Закавказские республики.
  7. Республика Казахстана и страны Центральной Азии.
  8. Обобщение. Повторение.
  9. Общая характеристика региона Латинской Америки. Новые индустриальные страны региона.
  10. Развивающиеся страны Африки. Общая характеристика региона. Политическая карта и государственное устройство.
  11. Территориальная и отраслевая структура хозяйства. Региональные особенности Африканских государств.
  12. Австралийский Союз. Новая Зеландия и страны Океании.
  13. Контрольная работа.
  14. Обобщение. Повторение.

Пример разработки урока:

Урок 11.

Страны Южной Европы

Тема: Страны Южной Европы

Цели:

  1. Сформировать знания об особенностях структуры и экономики стран Южной Европы, используя технологию опережающего обучения;
  2. Развивать умение использовать информационные технологии;
  3. Патриотическое и экономическое воспитание.

Метод обучения: ролевая игра.
Форма организации: индивидуальная.
Тип урока: интегрированный.
Технологии: интегральная технология В. В. Гузеева, технология перспективно-опережающего обучения Лысенкова.

Оборудование: 1. Политическая карта Евразии. 2. Флаги стран Южной Европы. 3. Компьютеры. 4. Комплексная карта Южной и Средней Европа.

Ход урока.

I. Организационный момент: Приветствие. Выявление отсутствующих.

II. Подготовка к проведению урока.

Написать на доске тему урока – тема нашего урока «Страны Южной Европы», объяснить цели урока. Сегодня мы с вами проводим интегрированный урок географии и информатики по технологии перспективно-опережающего обучения Лысенкова. Метод обучения – ролевая игра. Т. е. сегодня каждый из вас будет министром иностранных дел одной из южноевропейских стран. Юля – министр Италии, Леша – министр Испании, Лена – Португалии, Адылхан – Греции, Жулдыз – представитель карликовых государств Южной Европы, Алмас представляет интересы нашего государства – Республики Казахстан.

Сегодня у нас состоится саммит Европейского Сообщества – ЕС. Западная часть Казахстана относится к Европе, поэтому наша страна имеет полное право участвовать в заседании Европейского Сообщества, хотя на сегодняшний день и не является членом этого объединения.

На себя я беру роль председателя саммита. Елена Ивановна – главный консультант по информационным технологиям. Всем вам было задано опережающее задание – изучить страны Южной Европы, подготовить экономическую и статистическую информацию, помимо этого в ходе урока могут быть заданы вопросы по пройденным темам, что позволит выявить полноту ваших знаний.

При изучении зарубежных стран мы всегда проводим сравнение с Республикой Казахстан, это позволяет нам вспомнить пройденный в 9 классе материал по экономической и социальной географии Казахстана. Сегодня именно Алмас поможет нам при повторении пройденного материала.

Нельзя забывать, что вы, как министры, должны хорошо быть осведомлены о политических и экономических событиях, происходящих в мире. На нашем саммите будут присутствовать международные наблюдатели, которые помогут определить претендента на звание «Лучшего министра экономики» и оценить соответствие должности остальных членов заседания ЕС.

Итак, саммит ЕС прошу считать открытым. Цель нашего заседания – выслушать подготовленную вами информацию о ваших странах, выявить причины экономического кризиса, охватившего многие страны мира и разработать стратегию выхода из кризиса.

III. Проведение урока.

1 Этап «Знакомство со странами Южной Европы»

Прошу одного из учеников подойти к карте и показать называемые мной государства. К странам региона Южной Европы относятся Италия, Испания, Португалия и Греция, а также небольшие, так называемые карликовые государства, или микрогосударства, – Андорра, Мальта, Сан-Марино, Монако и Ватикан.

Первое задание участникам нашего саммита – определить принадлежность флагов различным государствам, за каждый правильно названный флаг получаете по баллу.

Итак, мы готовы выслушать информацию о ваших странах.

1. Государственное устройство (Италия – республика, которая до 1946 г. была монархией; Испания – королевство, Португалия – королевство, Греция – республика, Сан-Марино – самая первая в мире республика – республиканский строй установлен в 301 г., Андорра – княжество, Мальта – республика, Монако – конституционная монархия, Ватикан – теократическая монархия)

2. Географическое положение (выгодное – Средиземное море, выход к мировому океану, много удобных бухт и портов, проливы Дарданеллы и Гибралтар, а так же Суэцкий канал обеспечивают торговые связи с помощью экономически выгодных дешевых морских перевозок; государства расположены на стыке трех частей света – Европы, Азии и Африки, соседство с экономически развитыми странами;

Благоприятные климатические условия, международные связи карликовых стран проходят через соседние государства, дипломатические миссии Андорры и Монако взяла на себя Франция, валюта в этих странах – французский франк)

3. Население (Испания, Андорра, Монако – многонациональные государства; религиозный состав – католики; самая высокая плотность населения – Монако (17 368 чел/км²));

Плотность населения в Казахстане (5,5 чел/км²); это также многонациональное государство; казахи составляют 57%, русских – 27%, к другим национальностям относятся, украинцы, немцы, узбеки, татары, курды, корейцы и многие другие; всего на территории нашей республики численность населения около 15 млн.450 тыс. человек; уточнить эти данные поможет перепись населения, которая намечена на январь 2009 г.

Какие проблемы населения в регионе Южной Европе? (низкий уровень грамотности и квалификации – кроме северной Италии; (в Казахстане – всеобуч); много эмигрантов с низкой оплатой труда; из-за большой плотности загрязненность городов, экологические проблемы)

4. Природные условия (с севера горы Альпы, Пиренеи и Балканы; климат субтропический – это благоприятно для сельского хозяйства и развития туризма;
какие проблемы? (требуется постоянное искусственное орошение))

При освещении следующего пункта – экономика стран, вы будете использовать условные значки отраслей промышленности и сельского хозяйства, все участники должны быть внимательны, если значки выбраны неверно, то вы сообщите об этом и наберете дополнительный балл.

5. Экономика (Италия – со дна Средиземного моря добывается нефть и газ, развита черная и цветная металлургия, машиностроение: автомобилестроение – «Альфа-Ромео», «Фиат», станкостроение, судостроение, химическая промышленность, пищевая и легкая промышленность – первое место в мире по выпуску обуви, хорошо развито сельское хозяйство – животноводство и растениеводство;

Испания – хорошо развита горнодобывающая промышленность – каменный уголь, железо, уран, медь, полиметаллы, ртуть; на базе местного рудного сырья и привозного топливного развиты черная и цветная металлургия – выплавка меди, алюминия, свинца и цинка, выпуск сельскохозяйственных машин, многоотраслевое животноводство, туризм занимает ведущее место в мире, ежегодно принимает более 40 млн. туристов;

Португалия – машиностроение развито слабо, хорошо развиты пищевая и легкая промышленность, текстильная промышленность, из отраслей растениеводства наиболее развиты зерновые культуры;

Греция – добыча бокситов, хромитов, никелевых руд, развита металлургия, машиностроение развито слабо, экспорт субтропических культур, торговый флот занимает третье место в мире;

Карликовые государства – основная доходная часть экономики – международный туризм, в Андорре – пищевая, швейная промышленность, изготовление сувениров и предметов рукоделия, Мальта – мощная судоремонтная база; Монако – центр развлечений, в городе Монте-Карло – известный на весь мир игорный комплекс, океанографический музей и институт, гидрографическое бюро, развиваются электронная, радиотехническая, фармацевтическая отрасли, финансово-банковская сфера; источник доходов Ватикана – налоги, туризм, почтовые марки, издательство религиозных газет и журналов;

Представитель Казахстана (Алмас): в 2002 году Папа Римский Иоанн Павел II приезжал с деловым визитом в Казахстан, в государство, известное своей многоконфессиональностью, в ходе визита обсуждались такие важные международные проблемы, как гуманизация международных отношений, ликвидация оружия массового уничтожения, разрешение межрегиональных конфликтов, нормализация отношений со странами бывшего социализма)

6. Экономические связи (Италия экспортирует за границу машиностроительной продукции на 96 млрд. дол., импортирует – на 62 млрд. дол., экспортируется также продукция отраслей растениеводства – фруктово-овощной и садоводческой отраслей, импортирует кроме машиностроительной продукции, также топливо, промышленное сырье, некоторые продукты питания;

Испания экспортирует сельскохозяйственную, химическую, текстильную продукцию, а покупает из-за границы минеральное и топливное сырье, машиностроительную и металлургическую продукцию;

Греция продает за границу в основном субтропические культуры и продукцию пищевой промышленности, импортирует нефть, газ, металлы, станки, автомобили;

Португалия экспортирует продукцию органического синтеза, хлопчатобумажные ткани, так как не богата полезными ископаемыми, то минеральное сырье приходится ввозить из-за границы;

Карликовые государства, используя свою природу и особенности исторического развития, оказались на гребне сегодняшней экономики, например Андорра, принимает до 12 млн. туристов в год, то же самое можно сказать и о других микрогосударствах, но не следует думать, что это единственная статья доходов, например Монако, экспортирует электронную, радиотехническую, фармацевтическую и другую продукцию;

Ватикан экспортирует свои капиталы – вкладывает их в развитие экономики Италии, Швейцарии, США и многих других стран;

Казахстан – за последние годы торговый оборот Казахстана повысился на 31%, кроме стран ближнего зарубежья, налажены торговые связи со многими странами дальнего зарубежья – с Англией, Германией, США, Китаем, Швейцарией, Южной Кореей, Малайзией, Францией, с 1992 года установились экономические отношения с Италией, в настоящее время в нашей стране работают 18 итальянских фирм и свыше 40 совместных компаний, например Актюбинская макаронная фабрика обеспечена новым итальянским оборудование и современной технологией, в Италию экспортируется 8% всех вывозимых из Казахстана товаров; установлены взаимовыгодные отношения между Казахстаном и Испанией, в результате которых Испания получила возможность сообщения со странами Центральной Азии через территорию Казахстана, крупнейшие испанские компании «Астурин» и «Репсол» помогают в исследовании и совместном использовании нефтяных запасов, в развитии свинцовых заводов и отраслей сельского хозяйства)

Какие проблемы в развитии экономики стран Южной Европы? (не хватает топливно-энергетической базы, недостаточно минерального сырья, то есть регион зависит от привозного сырья, выращиваемой здесь пшеницы не хватает и она завозится из-за рубежа; горы Пиренеи, Альпы и Балканы несколько ограничивают развитие сухопутного транспорта со странами Средней Европы, хотя в Северной Италии через высокие Альпы проложено множество автомобильных, трубопроводных и железных путей).

2 этап «Составление социально-экономических диаграмм на компьютере»

Общеизвестно, что в настоящее время компьютерная грамотность населения – это приоритетная задача любого государства. Не так давно в правительстве Казахстана была высказана мысль, что в наше время не уметь пользоваться компьютером так же стыдно, как не уметь читать и писать. Надеюсь, что вас можно назвать грамотными людьми. Вы сейчас должны будете составить диаграммы для того, чтобы можно было наглядно представить особенности структуры стран Южной Европы.

(Юля составит диаграмму «Показатели отраслей сельского хозяйства Италии»; Лена составит диаграмму «Площади государств Южной Европы»; Леша – «Национальный состав Испании»; Адылхан – «Численность населения стран Южной Европы»; Алмас – «Товарную структуру экспорта Казахстана»; Жулдыз – «Товарную структуру импорта Казахстана»)

3 этап «Разработка стратегии по выходу из мирового экономического кризиса»

Благодаря вашей информации, хорошо иллюстрированной на компьютерных диаграммах, мы теперь имеем представление о ваших государствах. Теперь хотелось послушать ваши предложения по выходу из экономического кризиса, охватившего мир.

Алмас: Президент нашей Н. Назарбаев страны внес предложение разработать систему государственной поддержки банкам и промышленным предприятиям.
Юля: Недавно в США состоялся саммит стран первой 20-ки мира, где было рассмотрено предложение оказывать экономическую помощь слаборазвитым странам.

Леша: Необходимо уделить большое внимание развитию альтернативных источников энергии, так высокие цены на нефть, газ и уголь влекут за собой повышение цен на все товары, например, в Японии в одном небольшом городке вблизи Токио проводится эксперимент по обеспечению жилого сектора солнечной энергией – на крышах домов бесплатно установлены солнечные батареи, которые обеспечиваю жителей электричеством, а избытки – продаются промышленным предприятиям.

Алмас: Кстати сказать, в Казахстане благодаря большому количеству солнечных и ветреных дней в году можно повсеместно использовать дешевую энергию климатических ресурсов – устанавливать ветровые и солнечные электростанции; ветровые станции очень просты: на 60 установках может работать только один человек; если на востоке Алматинской области, в Жонгарском ущелье установить ветровую станцию, то можно получать электроэнергию, мощность которой будет превышать в 2 раза мощность станции «Алтамонт Пасс Сан-Горгинио» в американском штате Калифорния – 6000 МВт – 80% от общей станции всех ветровых станций в мире.

Лена: необходимо использовать безотходные технологии, добиваться более полного и комплексного извлечения полезных ископаемых из горных пород; например в Японии, где очень мало природных ресурсов, в промышленности используется все – металлическая стружка, древесные опилки, бытовые отходы, даже навоз животноводческих ферм идет на получение газа, используемого для обогрева помещений и теплиц, древесные опилки и стружки японцы покупают за бесценок в России, изготавливают из низ мебель и по высокой цене продают той же России.

Адылхан: использовать на производстве новейшие достижения науки и техники, для развития науки правительствам стран больше уделять внимания школьному образованию, поощрять способных учеников, создавать условия для научных исследований; сейчас во всем мире наблюдается «утечка мозгов» – развитые страны переманивают к себе ученых для того чтобы использовать их идеи в развитии промышленности, а развивающиеся страны терпят при этом убытки – ведь на бесплатное образование уходят большие деньги.

Жулдыз: сократить до минимума финансирование военных предприятий, призывать все государства к разоружению, миру и сотрудничеству; к примеру, военный бюджет США составляет 343 млрд. долларов в год, ведущее место по экспорту вооружения занимают Россия, Великобритания и Франция.

4 этап «Презентация»

Считаю, что мы выслушали прекрасные предложения по выходу государств из экономического кризиса. Для того чтобы привлечь иностранный капитал в экономику своих стран, вам необходимо сделать небольшую рекламу достопримечательностей государств. Теперь прошу наших министров показать подготовленную на компьютерах презентацию.

5 этап «Всесторонние знания»

  1. Число областей с наибольшей плотностью населения на Земле (4).
  2. Ведущая отрасль сельского хозяйства стран Южной Европы (виноградарство).
  3. Отрасль промышленности, обеспечивающая научно-технический процесс в народном хозяйстве, не знающая отходов (химическая).
  4. Ведущий экономический район в России (Центральный).
  5. Внешние экономические связи Австралии полностью обслуживает какой транспорт? (морской).
  6. Природная зона, отличающаяся высоким плодородием почв (степь).
  7. Самое многонациональное государство мира (Индия).
  8. Кооперирование – это (тесное и постоянное сотрудничество между предприятиями, необходимое для совместного изготовления общего для них продукта).
  9. Укажите группу маленьких стран (Андорра, Монако, Сан-Марино).
  10. На сколько штатов делится США в административном отношении? (50).
  11. Какое государство Европы наиболее развито? (Германия).
  12. Какие государства входят в «большую семерку»? (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада).

6 этап «Найди лишнее слово»

  1. Франция – ФРГ – Пакистан – Польша – Италия.
  2. Машиностроение – металлургия – нефтехимия – животноводство – энергетика.
  3. Нефть – уголь – торф – газ – железо – горючие сланцы.
  4. Хлопководство – рисоводство – овощеводство – виноградарство – овцеводство.
  5. Казахи – монголы – немцы – японцы – индейцы.
  6. Медь – алюминий – железо – свинец – цинк.
  7. Душанбе – Астана – Кошетау – Алматы – Тараз.
  8. Маслодельная – текстильная – мясоконсервная – хлебопекарная – кондитерская.
  9. Мегаполис – кооперация – концентрация – специализация – монополизация.
  10. Восточно-Казахстанская – Акмолинская – Талдыкорганская – Мангыстауская – Жамбылская.
  11. Естественный прирост – промышленность – миграция – демография – урбанизация.
  12. Китай – Узбекистан – Россия – Украина – Казахстан

VII. Домашнее задание. Подготовить информацию о странах Восточной Европы.

VIII. Подведение итогов урока.

Комментирование оценок.

Вывод

Хорошая предварительная подготовка помогла вам передать ваши знания о регионе Южной Европы. Теперь и мы имеем представление, что это – достаточно развитый в экономическом отношении район с благоприятными природными условиями, из них наиболее развита Италия и карликовые государства, а Греция – наиболее экономически отсталая страна в Южной Европе.

Вы показали свое умение не только излагать свои знания, но и, самое главное – умение мыслить, рассуждать. Компьютерная грамотность поможет вам и в дальнейшем повышению своего образования. Информация, подготовленная о Казахстане, вызвала не только у меня, но, наверное, и у всех присутствующих, чувство гордости за нашу Родину – Казахстан, который, несмотря на неблагоприятные природные условия, активно развивается, повышает свою экономическую мощь, не остается в стороне от мировых проблем, уделяет большое внимание своим гражданам!

Остается только подсчитать набранные баллы и выбрать «Лучшего министра экономики». Лучшего министра экономики мы назначаем председателем ЕС на следующий год. Я передаю ему свои полномочия и уступаю место за этим столом!